Вопросы к дифференциальному зачету и квалификационному экзамену
ПМ.04. Профилактическая деятельность
МДК 04.01. «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения»
группа 41 Ф
специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
углубленная подготовка, очная форма
Тема: Применение форм и методов профилактики.
- Нормативные правовые акты.
- Цели медицинской профилактики.
- Задачи медицинской профилактики
- Уровни и технологии медицинской профилактики
- Определения понятий болезнь, предболезнь.
- Определение понятия «медицинская профилактика».
- Технологии медицинской профилактики.
- Виды медицинской профилактики.
- Структурные подразделения медицинской профилактики.
- Принципы планирования и организации профилактических мероприятий с учетом региональных особенностей.
- Критерии качества профилактических воздействий, оценка их результативности, эффективности.
- Роль фельдшера в организации профилактических мероприятий.
Тема: Формирование здорового образа жизни.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие формирование здорового образа жизни населения.
- Определение понятия «здоровье», его структура и содержание.
- Понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни».
- Влияние здорового образа жизни на здоровье человека.
- Пути формирования ЗОЖ.
- Факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
- Модифицируемые факторы риска.
- Немодифицируемые факторы риска.
- Факторы риска, характерные для различных возрастных периодов и различных групп населения.
- Роль индивидуальной резистентности организма в развитии заболеваний.
- Информирование населения о путях формирования здорового образа жизни.
- Методы обучения населения приоритетным нормам ЗОЖ.
- Задачи построения индивидуальной модели гигиенического поведения.
- Медицинская документация по формированию ЗОЖ среди различных категорий населения.
Тема: Организация здоровьесберегающей среды.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию здоровьесберегающей среды.
- Понятие «здоровьесберегающая среда».
- Критерии безопасной здоровьесберегающей среды.
- Реализация гармонии физического, психического и духовного состояния человека.
- Реализация гармонии с экологической и социальной средой.
- Здоровьесберегающие мероприятия в производственной сфере для профилактики профессиональных заболеваний.
- Роль фельдшера в сохранении и укреплении здоровья при проведении здоровьесберегающих мероприятий в социальной сфере.
- Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием объектов на закрепленном участке, за питанием, двигательной активностью в организованных коллективах.
- Роль фельдшера в воспитании культа здоровья населения.
- Формирование потребности закаливания с использованием природных факторов.
- Роль фельдшера в организации здоровьесберегающей среды.
- Планирование деятельности фельдшера по охране и укреплению здоровья на закрепленном участке.
- Создание индивидуальных программ оздоровления различных возрастных групп.
Тема: Охрана здоровья здоровых в России.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по охране здоровья здоровых в РФ.
- Роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества, повышении уровня культуры и потенциала здоровья.
- Планирование деятельности фельдшера по охране здоровья детей (новорожденных, детей младшего и школьного возраста, подростков).
- Обеспечение здоровья молодежи.
- Информирование населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использование средств контрацепции.
- Принципы планирования семьи.
- Организация школ репродуктивного здоровья.
- Индивидуальное консультирование по вопросам репродуктивного здоровья.
- Планирование семьи.
- Охрана здоровья лиц трудоспособного возраста.
- Охрана и сохранение здоровья в пожилом и старческом возрасте.
- Консультирование по вопросам заболеваний, передаваемым половым путем.
Тема: Проведение гигиенического обучения и воспитания населения.
- Нормативные акты, регламентирующие гигиеническое обучение и воспитание населения.
- Значение гигиенического воспитания и обучения населения на современном этапе.
- Основные задачи и принципы гигиенического обучения и воспитания населения.
- Основные направления и методы гигиенического обучения и воспитания.
- Межведомственные отношения в организации гигиенического обучения и воспитания.
- Формы гигиенического обучения и воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые для обучения и воспитания населения различных групп.
- Формы передачи информации: индивидуальные, групповые.
- Подготовка к выступлению в группах населения: планирование; оформление буклетов, санбюллетеней; презентации; создание информационных листов.
Тема: Организация и проведение работы в центрах (отделениях) медицинской профилактики.
- Нормативные документы, регламентирующие работу центров профилактики и центров здоровья.
- Основные цели деятельности центров медицинской профилактики в формировании здорового образа жизни.
- Структура центров здоровья и медицинской профилактики.
- Особенности работы кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка в ЛПУ.
- Эффективность работы медицинских центров.
- Факторы риска заболеваний у детей грудного, младшего, школьного и подросткового возраста.
- Частота острых и хронических инфекций в детских учреждениях.
- Координация первичной и вторичной профилактики неинфекционных заболеваний на участке.
- Проведение групповых и индивидуальных программ медицинской профилактики и оздоровления населения на закрепленном участке.
- Технология оздоровления часто болеющих пациентов, проживающих в районах экологического неблагополучия.
- Работа фельдшера по укреплению здоровья здоровых с учетом особенностей территориальных, климатических условий жизни.
- Работа фельдшера по укреплению здоровья здоровых с учетом возрастных, национальных и профессиональных особенностей.
Тема: Диспансеризация населения.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение диспансеризации населения.
- Диспансеризация: определение, цели, задачи, принципы.
- Порядок организации и проведения диспансеризации взрослого населения.
- Порядок организации и проведения диспансеризации детского населения.
- Этапы диспансеризации.
- Доврачебные осмотры как первый этап диспансеризации.
- Содержание профилактических осмотров населения разных возрастных групп и профессий.
- Особенности диспансеризации взрослого и детского населения.
- Принципы формирования групп диспансерного населения.
- Группы диспансерного учета.
- Учет ежегодной диспансеризации. Карта учета диспансеризации.
- Роль фельдшера в организации и проведении диспансеризации на закрепленном участке.
- Группы здоровья взрослых.
- Группы здоровья детей.
Тема: Профилактика болезней внутренних органов. Система кровообращения.
- Факторы риска развития болезней системы кровообращения.
- Технология первичной профилактики.
- Технология вторичной профилактики.
- Немедикаментозные методы лечения.
- Особенности лабораторного исследования при заболевании системы кровообращения.
- Особенности профилактики болезней системы кровообращения у подростков и детей.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета.
- Индивидуальное консультирование пациентов при ИБС.
- Обучение пациентов купированию болевого синдрома.
- Роль фельдшера в организации и проведении профилактики данного заболевания на закрепленном участке.
- Факторы риска развития болезней органов дыхания.
- Немедикаментозные и медикаментозные методы воздействия на пациента.
- Особенности динамического наблюдения групп «Д» учета больных с хроническими заболеваниями.
- Документация групп диспансерного учета.
- Технология первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся острых и хронических заболеваний пищеварения.
- Особенности профилактики органов пищеварения у детей и подростков.
- Консультирование пациентов по вопросам питания.
- Роль фельдшера в организации профилактики заболеваний органов пищеварения.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета больных с язвенным процессом.
- Профилактика заболеваний почек и мочевыделительных путей.
- Факторы риска.
- Технология первичной и вторичной профилактики.
- Консультирование по вопросам рационального питания, самостоятельного купирования болевого синдрома.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета больных.
Тема: Профилактика болезней внутренних органов и систем.
- Факторы риска болезней костно-мышечной системы.
- Технология первичной и вторичной профилактики.
- Немедикаментозные методы лечения.
- Медикаментозное лечение.
- Особенности профилактики костно-мышечной системы и соединительной ткани в различных периодах детского возраста и подростков.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета.
- Консультирование пациента и его окружение по вопросам питания, физической нагрузки.
- Роль фельдшера в организации профилактики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани на закрепленном участке. «Д» учет.
- Факторы риска развития болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена.
- Технологии первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся эндокринных заболеваний.
- Немедикаментозные и медикаментозные методы профилактического воздействия на пациента.
- Консультирование пациентов и его окружение по вопросам диетотерапии, измерения глюкозы в крови тест - полосками и с помощью глюкометра, введение препаратов инсулина, профилактики «диабетической стопы».
- Факторы риска развития болезни крови.
- Технология первичной и вторичной профилактики острых и хронических заболеваний крови.
- Особенности профилактики заболеваний крови у детей и подростков. «Д» учет.
- Факторы риска аллергических заболеваний.
- Немедикаментозные методы и медикаментозные воздействия в профилактике аллергических заболеваний.
- Предупреждение острых состояний аллергических болезней.
Тема: Профилактика в акушерстве и гинекологии.
- Факторы риска развития акушерской патологии.
- Подготовка фельдшером будущей матери к родам и рождению ребенка.
- Организация и проведение профилактических осмотров женщин репродуктивного возраста.
- Технологии первичной профилактики акушерской и экстрагенитальной патологии.
- Профилактика непланируемой беременности.
- Профилактика привычного невынашивания беременности и других осложнений беременности и родов.
- Медико – генетическая консультация в профилактике наследственных заболеваний у детей.
- Профилактика антенатальной и постнатальной гипогалактии, инфекций и стоматических заболеваний.
- Проведение профилактических мер по предупреждению инфицирования плода.
- Предупреждение инфекционных заболеваний матери во время беременности.
- Осуществление санитарно – гигиенического образования беременных женщин по вопросам грудного вскармливания, профилактике абортов, заболеваний репродуктивной системы.
- Осуществление потранажей.
- Профилактика гинекологических заболеваний (воспаление, нарушение менструального цикла, аномалий развития, опухолей).
- Технология первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся острых и хронических заболеваний женских половых органов.
- Немедикаментозные и медикаментозные методы лечения.
- Особенности профилактики гинекологических заболеваний в различных периодах детского возраста и подростков, репродуктивном, постменопаузе.
- Динамическое наблюдение групп учета.
- Роль фельдшера в организации и проведении профилактики акушерских и гинекологических заболеваний, в выявлении патологий.
Тема: профилактика заболеваний в различных периодах (период новорожденности; грудного детского возраста).
- Нормативные акты, регламентирующие профилактику заболеваний в различных периодах возраста детей.
- Основные формы и методы профилактики нарушений физического и психического развития детей и подростков.
- Индивидуальная оценка физического развития (по таблицам).
- Исследование физической подготовленности.
- Определение групп риска детей и подростков в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния.
- Понятие и виды опережения и задержки психомоторного развития.
- Основные медико-профилактические мероприятия для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах с использованием скрининга.
- Организация диспансеризации детей.
- Факторы риска заболеваний новорожденности (заболевания беременной женщины, гестозы, хронические очаги инфекции, вредные привычки, генетические факторы, социальные, экологические, инфекционные и тд.).
- Технологии первичной и вторичной профилактики болезней периода новорожденности.
- Профилактика врожденных аномалий и уродств внутриутробных инфекций.
- Проведение скрининга в антенатальном и неонатальном периоде на наследственную патологию.
Тема: Профилактика заболеваний в различные периоды детского возраста (ранний, старший).
- Факторы риска у детей раннего возраста (алиментарные нарушения, гипо-, гипервитаминозы, нарушение режима дня, гигиены, недостаток внимания взрослых, стрессы, гиподинамия, экология, аллергия (бытовая, пищевая и др.).
- Технология первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний грудного и раннего детского возраста: расстройства питания, рахит, аномалии конституции.
- Составление режима питания, ухода при данных заболеваниях.
- Медикаментозные и не медикаментозные методы профилактики воздействия на пациента.
- Специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний детей грудного и раннего возраста.
- Диспансеризация детей грудного и раннего возраста.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета.
- Ведение документации на участке.
- Консультирование родителей по вопросам профилактики заболеваний детей (вскармливание, уход, массаж, гимнастика, закаливание и т.д.)
- Факторы риска развития болезней дошкольного и школьного возраста.
- Технология первичной и вторичной профилактики дошкольного и школьного возраста наиболее часто встречающихся заболеваний.
- Специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний детей старшего возраста.
- Медосмотр перед поступлением в школу, в период обучения.
- Структура, этапность, медико-социальные, психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров 3-17 лет.
- Организация и осуществление медицинского контроля за развитием и здоровьем детей в детских садах, яслях, школе.
Тема: Профилактика хирургических заболеваний и состояний, ортопедических и онкологических заболеваний.
- Факторы риска острых и обострение хронических заболеваний, и состояний.
- Коррекция имеющихся факторов риска.
- Технология первичной и вторичной профилактики острой и хронической хирургических заболеваний и состояний.
- Вторичная профилактика при заболевании периферических сосудов, хронический остеомиелит и урологическая патология.
- Особенности профилактики хронических заболеваний в детском возрасте, с грудного до подросткового.
- Профилактическая подготовка к плановым и внеплановым операциям, профилактика осложнений.
- Консультирование пациентов по вопросам предупреждения развития острых и обостренных хронических хирургических заболеваний, и состояний.
- Оформление медицинской документации, подтверждающей проведение профилактики хирургических заболеваний и состояний.
- Факторы риска развития приобретенных деформаций и болезней опорно-двигательного аппарата у населения различных возрастных групп.
- Особенности профилактики деформаций детей и подростков, устранение факторов риска.
- Факторы риска новообразований, онконастороженность.
- Технология первичной и вторичной профилактики онкозаболеваний.
- Медикаментозные и немедикаментозные методы профилактики онкозаболеваний и самоконтроля здоровья.
- Роль фельдшера в медосмотрах населения.
- Динамические группы учета.
- Консультирование пациентов по онкозаболеваниям, самоконтролю здоровья.
- Организация и проведение диспансеризации для выявления ранних признаков онкозаболеваний.
- Роль фельдшера в борьбе за продление жизни и качества жизни больных, в обеспечении их в регулярном медосмотре.
Тема: Профилактика травм и отравлений, офтальмологических и стоматологических заболеваний.
- Нормативные акты, регламентирующие профилактику травм, отравлений и др. последствий внешних причин воздействия.
- Факторы риска.
- Технология первичной и вторичной профилактики.
- Санитарно-просветительные методы профилактического воздействия на население с учетом ДТП, производственных травм.
- Соблюдение гигиены труда, охраны труда, техники безопасности на производстве и в быту.
- Профилактика травм и отравлений, не связанных с производством.
- Факторы риска глаукомы (генетическая предрасположенность, стрессы, АГ, злоупотребление алкоголем).
- Немедикаментозные методы при глаукоме.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета.
- Профилактика миопии. Факторы риска.
- Профилактика дистрофии сетчатки. Факторы риска
- Катаракта. Факторы риска (заболевания обмена веществ, прием гормональных препаратов, работа в горячих цехах).
- Немедикаментозное лечение (защитные очки, контроль питания, контроль сахара в крови).
- Риниты и ринофарингиты. Факторы риска (снижение иммунитета, социальные условия проживания, генетическая предрасположенность).
- Профилактика тонзиллитов. Факторы риска.
Тема: профилактика заболеваний нервной системы.
- Внешние и внутренние факторы риска развития болезней нервной системы.
- Технологии первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся болезней нервной системы.
- Особенности профилактики болезней нервной системы в различных периодах детского возраста и подростков.
- Динамическое наблюдение групп «Д» учета.
- Консультирование пациента и его окружение по вопросу контроля физической нагрузки при хронических заболеваниях нервной системы, нормализации массы тела, АД.
- Самостоятельное купирование болевого синдрома.
- Роль фельдшера в организации и проведении профилактики заболеваний нервной системы на закрепленном участке.
- Диспансеризация пациентов для выявления ранних признаков заболеваний нервной системы.
Тема: Профилактика заболеваний кожи и инфекций, передающихся половым путем.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие профилактику болезней кожи и подкожной клетчатки, профилактику ИППП.
- Факторы риска развития болезней кожи и подкожной клетчатки (стрессы, физическое и психическое напряжение, питание, курение, злоупотребление наркотиками, алкоголем, гиподинамия, избыточная масса тела, профессиональная вредность, сенсибилизация к аллергенам).
- Технология первичной и вторичной профилактики болезней кожи и подкожной клетчатки. Наиболее часто встречающиеся острые и хронические болезни кожи и подкожной клетчатки: гнойничковые и грибковые, буллезные (пузырчатка);папулосквамозные (псориаз, красный плоский лишай); крапивницы, эритемы; болезни, связанные с облучением, болезни придатков кожи (алопеции, себореи, вульгарные угри); вирусные инфекции (опоясывающий лишай, герпес).
- Немедикаментозные и медикаментозные методы профилактического воздействия на пациентов при различных заболеваниях кожи и подкожной клетчатки.
- Особенности профилактики болезней кожи и подкожной клетчатки в различных периодах детского возраста и подростков.
- «Д» учет пациентов со склеродермией, красной волчанкой, псориазом, экземой, пузырчаткой, атопическим дерматитом.
- Консультирование пациента по вопросам питания, ЗОЖ, использование психогигиенической, психотерапевтической помощи, оздоровление окружающей среды.
- Факторы риска развития инфекций, передающихся половым путем.
- Технологии первичной и вторичной профилактики ИППП: сифилис, гонорея, хламидийные инфекции, трихомоноз, герпетические высыпания половых органов и мочеполового тракта.
- Особенности профилактики инфекций у детей и подростков.
- Динамическое наблюдение. Контроль регулярности обследования.
Тема: организация и проведение школ здоровья для пациентов и их окружения.
- Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.
- Условия необходимые для организации школ здоровья.
- Организация школ здоровья с болезнью органов кровообращения (гипертоническая болезнь, ИБС, сердечная недостаточность).
- Школы здоровья с хроническими обструктивными заболеваниями легких: бронхиальная астма, хронический бронхит, аллергические заболевания.
- Школы здоровья с сахарным диабетом, эндокринными заболеваниями, гемофилией, с ВИЧ-инфекцией.
- Организация и проведение систематического и культурологического обучения и воспитания в школах здоровья по разработанным структурированным программам.
- Информированность пациентов о факторах риска.
- Обучение методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, гиподинамия, контроль стресса).
- Формирование ответственного отношения к здоровью, обучение самопомощи, повышение мотивации к выздоровлению.
- Проведение контроля уровня полученных знаний, умений, навыков обучающихся в школах здоровья.
- Координация деятельности школ здоровья с работой подразделений и специалистов, участвующих в оказании специализированной помощи пациентам.
Тема: Проведение иммунопрофилактики.
- Нормативные акты, регламентирующие проведение иммунопрофилактики разных возрастных групп.
- Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Основные понятия, цели, задачи.
- Государственная политика в области иммунопрофилактики.
- Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.
- Понятие о профилактических прививках.
- Характеристика основных препаратов, используемых для активной иммунопрофилактики, пассивной иммунопрофилактики (иммунокоррекция) и экстренной профилактики.
- Транспортировка и хранение иммунобиологических препаратов.
- Способы введения иммунобиологических препаратов. Атипичные реакции на их введение.
- Национальный календарь прививок.
- Планирование и организация профилактических прививок детскому и взрослому населению в соответствии с календарем прививок — вакцинация и ревакцинация против гепатита, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паратита, гриппа.
- Проведение внеплановых прививок по эпидемическим показаниям при кишечных инфекциях (брюшной тиф, паратиф, холера), вирусных инфекциях (острый полиомиелит, энцефалит, бешенство, вирусная гемолитическая лихорадка, вирусные гепатиты А и В).
- Химиотерапия при туберкулезе.
- Роль фельдшера в организации и проведении иммунопрофилактики.
Тема: Профилактика профессиональных заболеваний работников сельского хозяйства.
- Роль фельдшера в организации и проведении первичной и вторичной профилактики профессиональных заболеваний работников сельского хозяйства.
- Основные профессиональные вредности у работников животноводства и птицеводства.
- Заболевания работников при контакте с зараженными животными и птицами: сибирская язва, бруцеллез, туляремия, лептоспироз, туберкулез.
- Профилактические мероприятия в животноводстве и птицеводстве.
- Организация мероприятий по снижению заболеваемости работников сельского хозяйства в период массовых полевых работ.
- Неблагоприятные факторы для работников полеводства.
- Контроль санитарно-гигиенических условий в период полевых работ.
- Проверка организации режима труда, отдыха, питания на самоходных сельхозмашинах и тракторах.
- Действие ядохимикатов на человека.
- Медосмотры лиц, работающих с ядохимикатами (предварительные и периодические медосмотры).
- Меры профилактики при применении ядохимикатов.
- Индивидуальные меры защиты при работе с летучими и нелетучими ядохимикатами.
- Профилактика неблагоприятного влияния пестицидов на здоровье подростков, привлекаемых к сельскохозяйственным работам.
- Проведение периодических осмотров, работающих в контакте с вредными и неблагоприятными факторами производственной среды.
- Диспансеризация работников сельского хозяйства по результатам периодических осмотров.