Практическое занятие № 18 группы 41Ф
преподаватель Галактионова А.Н.
ПМ.04 Профилактическая деятельность
МДК 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое воспитание населения
Специальность 31.02.01 Лечебное дело.
Раздел I. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровье сберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения
Тема: Организация и проведение школ здоровья для населения
Вопросы к занятию:
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение школ здоровья для пациентов и их окружения.
- Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья.
- Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе.
- Организация и проведение систематического гигиенического и культурологического обучения и воспитания в школах здоровья по разработанным структурированным программам.
- Повышение информированности пациента и его окружения о заболевании и факторах риска его развития и осложнений.
- Обучение пациентов методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса); формирование ответственного отношения к здоровью, методам самоконтроля за состоянием здоровья и профилактики осложнений, оказания самопомощи при обострениях болезни, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
- Проведение контроля уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов, обучающихся в школе здоровья.
- Факторы, влияющие на результативность и эффективность школ здоровья.
- Рекомендуемые методики анализа эффективности школы здоровья.
- Координация деятельности школы с работой других подразделений и специалистов, участвующих в оказании специализированной помощи данным пациентам.
- Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
Цель:
- изучение форм и принципов организации работы школ здоровья;
- изучение методик составления тематических планов проведения гигиенического обучения в школах здоровья, выбора формы, содержания занятий с пациентами и их окружением;
уметь:
- применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;
- обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;
- проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
- обучать пациента и его окружение формированию здорового образа жизни;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;
- определять группы риска развития различных заболеваний;
- проводить специфическую и неспецифическую профилактику заболеваний;
- проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения
- оформлять медицинскую документацию;
знать:
- роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества;
- факторы риска развития заболеваний в России и регионе;
- виды профилактики заболеваний;
- закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
- пути формирования здорового образа жизни населения;
- нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении.
- медико-социальные и юридические аспекты проведения профилактических мероприятий.
Основная литература:
- Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие/ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – стр. 15-21, стр. 173-188.
- Пропедевтика клинических дисциплин: / В.М. Нечаев, Т.Э. Макурина, Л.С. Фролькис. -2-е изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа,2019. 808 с. : ил.