Решено Высшая нервная деятельность человека.

  1. 28.09.2023
  2.   Щербатова Татьяна Васильевна
  3. 11-Моз (1 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 4031
  5. Ответов: 0

Щербатова Татьяна Васильевна.

Тема: Высшая нервная деятельность человека.

Студент должен знать: 1. Понятие о высшей нервной деятельности. 2. Инстинкты, условные рефлексы. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. 3. Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура её осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности. 4. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, речь. 5. Сигнальные системы. Деятельность 1-ой сигнальной системы. 6. Деятельность 2-ой сигнальной системы. Типы высшей нервной деятельности человека.

Кора головного мозга и подкорковые образования - высшие отделы ЦНС человека. Эти отделы обеспечивают рефлекторные реакции, за счет которых осуществляются сложнейшие контакты человека с окружающей средой. Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга высказано И. М. Сеченовым в 1863 г.  "...все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы". Это было важнейшим материалистическим положением, так как в науке до этого господствовала точка зрения об отсутствии связи между телесными и психическими явлениями. Идеи И. М. Сеченова были развиты И. П. Павловым. И. П. Павлов создал метод объективного исследования функций коры больших полушарий - метод условных рефлексов. Это позволило И. П. Павлову создать учение о высшей нервной деятельности, которое объективно и убедительно доказало единство телесных и психических явлений.

Инстинкты и условные рефлексы.

Высшая нервная деятельность обеспечивает поведение человека в окружающей среде и является результатом совместной работы коры головного мозга и подкорковых образований. Высшая нервная деятельность осуществляется за счет двух механизмов: инстинктов и условных рефлексов.

Инстинкты - это сложнейшие врожденные цепные безусловные рефлекторные реакции, которые проявляются за счет активности базальных ядер (бледное ядро и полосатое тело) и ядер промежуточного мозга (зрительные бугры и гипоталамус). Инстинкты одинаковы у человека, передаются по наследству и связаны с жизненно необходимыми функциями организма - питанием, защитой, размножением.

Условные рефлексы - это индивидуальные, приобретенные рефлекторные реакции, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.

И. П. Павлов всю совокупность рефлекторных реакций разделил на две основные группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - врожденные, передающиеся по наследству рефлекторные реакции. Они проявляются при наличии раздражителя - слюноотделение, глотание, дыхание и т. д. Безусловные рефлексы имеют готовые анатомически сформированные рефлекторные дуги. В осуществлении безусловных рефлексов ведущая роль принадлежит подкорковым ядрам, мозговому стволу, спинному мозгу. Они сохраняются и после удаления коры головного мозга. Безусловные рефлексы - это видовые реакции, они свойственны всем представителям данного вида. Безусловные рефлексы - относительно постоянные рефлекторные реакции, они стереотипны, мало изменчивы. Вследствие этого только за счет безусловных рефлексов невозможно приспособиться к меняющимся условиям существования.

Условный рефлекс - это временная нервная связь организма с каким-либо раздражителем внешней или внутренней среды организма. Условные рефлексы приобретаются в течении жизни организма. Они неодинаковы у различных представителей данного вида. Условные рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, они формируются при определенных условиях. В осуществлении условных рефлексов ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Условные рефлексы изменчивы, они легко возникают и так же легко исчезают в зависимости от условий, в которых находится данный организм.

Особенности образования условных рефлексов.

Условные рефлексы формируются на базе безусловных рефлексов при определенных условиях. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени 2 раздражителей:

1) индифферентного (безразличного) для данного вида деятельности, который в дальнейшем станет условным сигналом;

2) безусловного раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Условный сигнал предшествует действию безусловного раздражителя. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем должно быть неоднократным. Необходимо, чтобы условный и безусловный раздражители отвечали требованиям: безусловный раздражитель должен быть биологически сильным, условный – обладать умеренной силой. Создание дополнительных благоприятных условий способствует образованию условных рефлексов. Например, опыты по формированию пищевых условных рефлексов с использованием в качестве безусловного раздражителя пищи ставят на голодном животном.

Для формирования условных рефлексов необходима определенная обстановка. Быстрее, легче условные рефлексы формируются при отсутствии посторонних раздражителей. В связи с этим в лаборатории И. П. Павлова изучение условных рефлексов производили в специальной камере, изолированной от окружающего мира. Важным условием формирования условных рефлексов является здоровое, деятельное состояние высших отделов ЦНС, особенно клеток коры головного мозга. Формирование условного рефлекса начинается с погашения ориентировочной реакции на раздражитель, который должен быть условным сигналом. Так, если перед собакой зажечь лампочку, то вначале у нее возникнет ориентировочный рефлекс на этот раздражитель (поворот головы, туловища, движение глаз на свет). Однако при повторном зажигании лампочки ориентировочная реакция уменьшается, а затем угасает. На зажигание лампочки собака перестает реагировать, включение лампочки стало индифферентным (безразличным) раздражителем. В дальнейшем на организм животного действует изолированно в течение 5-30 с условный сигнал, а затем к нему присоединяется безусловный раздражитель. Так, для образования условного слюноотделительного рефлекса на световой раздражитель включают лампочку, в течение нескольких секунд (5-10) она горит, затем животному дают пищу (безусловный раздражитель), и лампа горит, пока собака ест. Такое сочетание условного сигнала и безусловного раздражителя повторяют за один опыт 8-10 сочетаний. Через несколько сочетаний зажигание лампочки будет вызывать отделение слюны без пищевого подкрепления, что свидетельствует о выработке слюноотделительного условного рефлекса на свет. Свет стал условным сигналом для отделения слюны.

Механизм образования условных рефлексов.

 Образование условного рефлекса любой сложности связано с определенной перестройкой существующих и формированием новых межцентральных отношений.

Условный сигнал вызывает возникновение возбуждения в мозговом отделе соответствующего анализатора. Под влиянием безусловного раздражителя происходит возбуждение рефлекторного центра и одновременно импульсы поступают в кору головного мозга - в так называемое корковое представительство центра безусловного рефлекса. При выработке условного рефлекса в коре головного мозга возникают два очага возбуждения: один - в мозговом отделе анализатора и второй - в корковом представительстве центра безусловного рефлекса. Между ними постепенно устанавливается временная связь по принципу доминанты. Безусловный раздражитель, на базе которого вырабатывается условный рефлекс, должен быть биологически более сильным. При его действии в коре головного мозга возникает более мощный очаг возбуждения (доминанта), который способен притягивать к себе нервные импульсы из других очагов возбуждения. Это установление связи, или "проторение" пути, И. П. Павлов назвал замыканием.

В примере образования условного слюноотделительного рефлекса на свет включение лампочки вызывает возбуждение фоторецепторов глаза. Возникшие нервные импульсы поступают по зрительному нерву в головной мозг и по вставочным нейронам достигают мозгового конца зрительного анализатора. Раздражение рецепторов полости рта пищей вызывает их возбуждение. Импульсы по соответствующим афферентным нервам поступают в рефлекторный центр слюноотделения (компонент пищевого центра), расположенный в продолговатом мозге. Из слюноотделительного центра возбуждение по эфферентным нервам распространяется к слюнным железам и вызывает выделение секрета. Одновременно из рефлекторного центра слюноотделения импульсы поступают в кору головного мозга в корковое представительство пищевого центра. Обычно между мозговым концом зрительного анализатора и корковым представительством пищевого центра анатомической связи нет. В процессе выработки условного рефлекса между ними формируется временная нервная связь. При образовании условного рефлекса сложные функциональные изменения происходят в мозговом конце анализатора (поступают нервные импульсы от рецепторов при воздействии на организм животных условного сигнала) и в корковом представительстве безусловного рефлекса.

По биологическому значению условные рефлексы делят на пищевые, оборонительные, половые, статокинетические и локомоторные, поддерживающие гомеостаз.

Торможение условных рефлексов.

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.

Безусловное торможение врожденное, оно может проявляться в любом отделе ЦНС. Безусловное торможение может быть внешним и запредельным.

Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом. Внешний раздражитель должен быть доминантным. При этом старый, ранее выработанный условный рефлекс ослабевает или совсем не проявляется, а новый условный рефлекс не образуется. Например, болевое электрокожное раздражение у собаки может резко затормозить пищевые условные рефлексы. Новый доминантный очаг возбуждения тормозит активность нейронов коры головного мозга, обеспечивающих условнорефлекторную деятельность. Организм переключается на новый, более важный в данный момент вид рефлекторной деятельности.

Запредельное торможение возникает при значительном увеличении силы продолжительности действия условного сигнала. При этом условный рефлекс резко ослабевает или полностью исчезает. Например, у собаки был выработан слюноотделительный условный рефлекс на звонок. Если постепенно увеличивать силу условного сигнала (звонка), то вначале количество отделяемой слюны увеличивается. При дальнейшем нарастании силы условного сигнала величина слюноотделительного рефлекса уменьшается и, наконец, он полностью тормозится. Запредельное торможение возникает в ответ на действие раздражителей, превышающих предел работоспособности клеток коры головного мозга. Оно возникает в той области ЦНС, на которую действует сильный условный сигнал и выполняет охранительную функцию, препятствуя истощению нервных клеток. Запредельное торможение развивается при снижении лабильности, работоспособности нейронов, например, после тяжелого заболевания, у пожилых людей и т. д.

Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры головного мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Для его проявления необходимо время. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Различают 4 основных вида внутреннего торможения: угасательное, запаздывающее, дифференцировочное, условный тормоз.

Угасательное торможение. Вид торможения развивается в клетках коры головного мозга при неподкреплении условного сигнала безусловным раздражителем, а условная реакция сходит на нет. Если ранее был выработан прочный условный рефлекс, а затем условный сигнал перестали подкреплять безусловным раздражителем, то условный рефлекс постепенно ослабевает, а затем и полностью угасает. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.

Запаздывающее торможение. Вид торможения - возникает при увеличении интервала между условным сигналом и безусловным раздражителем. При этом проявление условного рефлекса пропорционально запаздывает, уменьшается по величине, вплоть до полного исчезновения. Например, если пищу (безусловный раздражитель) давать через 4 с после включения света (условный сигнал), то слюноотделение (условнорефлекторная реакция) возникает сразу после зажигания света. Если же постепенно увеличить до 3 мин время от включения света до подачи пищи, то условнорефлекторное слюноотделение будет запаздывать. В итоге условный рефлекс проявится лишь к концу действия условного сигнала (через 2-21/2 мин), незадолго до безусловного подкрепления. За счет запаздывающего торможения условные рефлексы приурочиваются к определенному времени. Развитие этого вида торможения лежит в основе воспитания выдержки, дисциплины у человека.

Дифференцировочное торможение. В дифференцировочном торможении проявляется способность клеток коры головного мозга к аналитической деятельности. Если у собаки образовывать условный слюноотделительный рефлекс на определенную частоту звучания метронома, например, 98 ударов в 1 мин, то в первый период ответная реакция в виде отделения слюны будет наблюдаться на близкие друг к другу раздражители (96, 100, 102 удара в 1 мин и т. д.). В дальнейшем в результате подкрепления пищей частоты звучания метронома 98 ударов в 1 мин и не подкрепления безусловным раздражителем других частот вырабатывается дифференцировочное торможение. Звучание метронома с частотой 98 ударов в 1 мин будет сигналом к слюноотделению, а другие частоты не вызовут ответной реакции. Дифференцировочное торможение позволяет различать близкие между собой раздражители, помогает животному и человеку приспосабливаться к условиям существования.

Условный тормоз, по И. П. Павлову, является разновидностью дифференцировочного торможения. Вид торможения развивается в клетках коры головного мозга при неподкреплении условного сигнала в сочетании с другим добавочным раздражителем. Например, на звонок у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс. Если к звонку присоединить включение света и такой комплексный раздражитель не подкреплять едой, то этот раздражитель станет условным тормозом, не будет вызывать условнорефлекторного отделения слюны. За счет этого вида торможения уточняются условнорефлекторные реакции животных и человека.

Значение торможения условных рефлексов. Внутреннее торможение развивается в пределах рефлекторной дуги условного рефлекса. За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание организма с окружающей средой, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность больших полушарий. Цепи условных рефлексов лежат в основе дисциплины, воспитания, обучения.

Динамический стереотип.

 Динамический стереотип - это выработанная и зафиксированная в коре головного мозга человека система из условных и безусловных рефлексов. Чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры головного мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает, тормозится. При выработке динамического стереотипа в ЦНС происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека или животного возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип - может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка  происходит с трудом и может вызвать развитие невроза (нарушение функций высшей нервной деятельности). Чаще это наблюдается при слабости и малой подвижности нервных процессов. Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи со стороны родителей, воспитателей, учителей.

При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности, опытный рабочий выполняет привычную работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий.

Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Сложнейшие взаимоотношения между организмом и условиями жизни достигаются благодаря тончайшим взаимодействиям - возбуждения и торможения в ЦНС, особенно в нейронах коры головного мозга. Только одно возбуждение не может обеспечить нормальную деятельность организма. Ничем не сдерживаемое возбуждение (отсутствие торможения) приведет к истощению нс и гибели организма. Если бы в нервной системе постоянно существовал только процесс торможения, то организм оказался бы нежизнедеятельным, не способным реагировать на сигналы, поступающие из внешней и внутренней его среды. Адекватное поведение животного и человека в окружающей среде обусловлено правильным соотношением процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психоциальных потребностей, структура её осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности.

Функции конечного или большого мозга настолько отличаются от функций ствола и спинного мозга, что они выделяются в особую главу физиологии - физиологию высшей нервной деятельности. Термин введен И. П. Павловым. Деятельность нс, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, названа низшей нервной деятельностью. Под высшей нервной деятельностью (психической) Павлов понимал поведение, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой. В поведении человека, его взаимоотношениях с окружающей средой ведущую роль играет конечный мозг, орган сознания, памяти, орган умственной деятельности, мышления.

В целостной поведенческой реакции человека потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве. Содержательно, и экспериментально их можно разделить, так как они отражают активность, хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.

Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, на достижение полезного, приспособительного результата. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении. Биологические потребности в пище, воде, безопасности и т.д. свойственны как человеку, так и животным. Основное отличие потребностей человека от потребностей животного лежит в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Например, социализация пищевой потребности породила искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.

Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает ощущения, как тревога и страх.

Социальные и идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной, безусловно рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

Социальные потребности, их виды:

1.потребность принадлежать к определенной социальной группе;

  1. потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;
  2. потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе.

Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

1.потребность в новизне;

  1. потребность в компетентности;
  2. потребность преодоления.

Роль коры в условно-рефлекторной деятельности.

Кора головного мозга является местом высшего анализа и синтеза всех афферентных возбуждений, областью формирования всех сложных приспособительных актов живого организма. Кора больших полушарий оказывает постоянные нисходящие (тормозные и облегчающие) влияния на подкорковые структуры. Существуют формы циклического взаимодействия между корой и подкоркой, выражающиеся в циркуляции возбуждений между ними. Наиболее выраженная замкнутая циклическая связь существует между таламусом и соматосенсорной областью коры мозга, составляющими в функциональном отношении единое целое. На этом базируется вся условно-рефлекторная деятельность организма. Специфика циклических взаимодействий коры и подкорковых образований в процессе формирования поведенческой реакции организма определяется его биологическими состояниями (голод, боль, страх, ориентировочно - исследовательская реакция).

Кора больших полушарий, являясь высшей инстанцией синтеза афферентных возбуждений, организует внутренние нервные связи для совершения ответного рефлекторного акта. Ретикулярная формация и другие подкорковые структуры, оказывая множественные восходящие влияния на кору головного мозга, создают необходимые условия для организации совершенных корковых временных связей, а в результате этого — и для формирования адекватной поведенческой реакции организма. Кора больших полушарий оказывает постоянные нисходящие (тормозные и облегчающие) влияния на подкорковые структуры. В этом тесном функциональном взаимодействии между корой и нижележащими образованиями головного мозга заключена основа интегративной деятельности мозга как единого целого.

Стадии и механизм условного рефлекса. Процесс формирования классического условного рефлекса проходит три основные стадии:

  1. Стадия прегенерализации - кратковременная фаза, которая характеризуется выраженной концентрацией возбуждения и отсутствием условных поведенческих реакций.
  2. Стадия генерализации. Это феномен, который возникает на начальных этапах выработки условного рефлекса. В основе этой стадии лежит иррадиация возбуждения. В этот период по коре и подкорковым структурам возникают биоэлектрические сдвиги.
  3. Стадия специализации. В этот период реакция возникает только на сигнальный раздражитель и объем распространения биопотенциалов уменьшается. В качестве главных клеточных элементов механизма образования условного рефлекса в этом случае выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры больших полушарий, а в основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбужденными центрами.

Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, речь.

Психическая деятельность — это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейро-физиологических процессов. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой. Психическая деятельность — функция целого организма. При психической деятельности происходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному. Потребность и вызываемый ею мотив выступает как цель деятельности, содержание и формы которой определяются общественно-историческими факторами, общественными отношениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельности человека выступают физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловое содержание звуковых сигналов. Основное значение психических процессов состоит в приспособлении человека к окружающей среде. При этом наблюдается рассудочная деятельность: например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД, поскольку ВНД может протекать осознанно и подсознательно, а психическая деятельность — только осознанно. Различают следующие формы психической деятельности: сознание, память, мышление, речь.

Память - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Каждая часть мозга хранит свою информацию.

Виды памяти:

Кратковременная память (или "первичная" или "активная память") - это способность удерживать в уме небольшой объем информации в активном, легкодоступном состоянии в течение короткого периода времени. Например, кратковременная память может быть использована для запоминания только что произнесенного телефонного номера.

Долговременная память - это процесс, посредством которого элементы переносятся из кратковременной памяти в долговременную, после многократного его повторения и воспроизведения.

Ассоциативная память - способность изучать и запоминать взаимосвязь между несвязанными предметами. Например, запоминание чьего-то имени или аромата определенного парфюма. Этот тип памяти имеет дело с отношениями между этими различными объектами или понятиями.

Визуальная память - Запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другое название: фотографическая. 

Аудиальная память - это речь, звуки и музыка, которую слышит человек. Есть люди, которым  проще запоминать информацию в звуковом виде, когда им кто-то рассказывает, чем читать книги. Такие люди называются аудиалами.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким-либо предметом.

Эмоциональная память – или аффективная память. Способность запоминать пережитые эмоции и чувства, не подкрепляя их к фактам и обстановке, а уделяя внимания физическим ощущениям чувственности.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Виды речи:

Устная речь -  форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Письменная речь - это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи.

Мысленная речь - Внутренняя речь - беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. - это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений.

Монологическая речь - форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное восприятие. Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Диалогическая речь - разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Абстрактное(словесно-логическое) мышление

Теоретическое мышление

Практическое мышление

Аналитическое мышление

Интуитивное мышление

Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Деятельность сознания:

Сознательная деятельность - это способность человека осознавать и контролировать свои мысли, эмоции и действия. Она позволяет нам быть внимательными и целенаправленными, осознавать свои цели и стремиться к их достижению. Сознательная деятельность является важной основой для развития самоуправления, саморегуляции и саморазвития.

Бессознательная деятельность - это не контролируемая сознанием человека деятельность и поступки. Это врождённая инстинктивно-рефлекторная деятельность. Такие действия направлены на удовлетворение биологических потребностей: сохранение организма и вида (продолжение рода). К бессознательному относятся обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция.

Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

 

Особенности высшей формы жизни — сознания:

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

Стержнем сознания, способом его существования является знание.

Труд развивает сознание.

Речь (язык) формирует сознание.

Сознание является функцией мозга.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык и знания)

Этапы формирования сознания:

Первый этап — бодрствующее сознание (до 1 года). На этом этапе ребёнок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.

Второй этап — предметное сознание (от 1 года до 3 лет). На этом этапе ребёнок ещё не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живёт только в настоящем и не выделяет себя из окружающей среды. Поэтому в его речи пока отсутствует местоимение «я».

Третий этап — индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет). На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени и выделение себя из окружающей среды.

Четвёртый этап — коллективное сознание (от 9 до 16 лет). В этот период появляются представления о взаимоотношениях в коллективе, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Обучение в старших классах школы сопровождается участием в общественных мероприятиях и появлением социального (общественного) сознания.

Пятый этап — рефлексивное, высшее, социальное сознание (от 16 до 22 лет). На этом этапе приобретённые знания соотносятся с реальными событиями и возникает рефлексия — размышление о собственных мыслях и переживаниях.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.

1.Наглядно-действенное - (практическое) мышление - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает.

2.Наглядно-образное – это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать всё многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина.

3.Словесно-логическое или абстрактное - вид мышления, который осуществляется с помощью логических операций с понятиями. При данном виде мышления субъект может осознавать значительные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности, оперируя логическими понятиями.  Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.

Типы мышления. Существует семь наиболее распространенных типов мышления:

Творческое или креативное мышление - процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям. Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью. 4 стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное отвлечение от задачи.

Озарение — появление интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения.

Аналитическое мышление - это умение всесторонне анализировать информацию и принимать на основе этого анализа решения. Люди с таким типом мышления склонны поэтапно «пропускать» мир через фильтр. Разделять общее на отдельные фрагменты, как пазл, поочерёдно изучать каждый элемент, находить причинно-следственные связи и делать выводы после тщательного исследования.

Критическое мышление - это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения. Критическое мышление включает умения: интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила; анализировать информацию; оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов.

Конкретное мышление - буквальное восприятие происходящего в окружающем мире. Конкретное мышление сконцентрировано на моменте здесь и сейчас, на физических, материальных объектах и буквальных определениях. Что иронично, сам термин "конкретное мышление" представляет собой метафору - то есть проявление мышления абстрактного.

Абстрактное мышление - это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике. При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Дивергентное мышление - это способность человека находить большое количество оригинальных идей для решения одной задачи. Метод творческого мышления, применяемый для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.  Дивергентный тип мышления – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла. Дивергентное мышление имеет 4 характеристики:

Беглость — способность быстро формулировать несколько идей и решений

Гибкость — способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы

Нестандартность — способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим

Проработка — способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.

Конвергентное мышление - это способность анализировать возможности и находить наиболее оптимальные решения. Мы используем конвергентное мышление, когда фокусируемся на одной основной идее и прорабатываем ее, словно решаем математическую задачу. Конвергентное мышления использует готовый шаблон. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Например, когда мы считаем бюджет на проект, мы используем конвергентное мышление.

То, как один человек подходит к проблемам и их решениям, в большей степени алгоритма и зависит от того, как мозг управляет информацией и обрабатывает ее, а не от представленных фактов.

Сигнальные системы. Первая и вторая сигнальные системы.

Сигнальные системы — общая система условных связей, объединяющая первую (сенсорную) и вторую (понятийную) системы сигналов в головном мозге, обеспечивающие адекватное приспособление к окружающей среде. Обе системы работают во взаимодействии, воспринимая сигналы из внешнего мира, причем первая сигнальная система есть у человека и животных, тогда как вторая сигнальная система есть только у человека. Различают первую и вторую сигнальные системы коры головного мозга.

Первая сигнальная система - деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.). Условные рефлексы первой сигнальной системы возникают в результате непосредственного контакта человека с конкретными раздражителями внешней среды. У человека, живущего в социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску. Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате анализа и синтеза клеток коры головного мозга.

Вторая сигнальная система проявляется в речевых условных рефлексах. Эти рефлексы обобщенно и отвлеченно сигнализируют человеку об окружающей действительности. По И. П. Павлову, слово является "сигналом сигналов". Мы можем в данный момент не видеть предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов.

В наблюдениях над детьми показано, что слово (сказанное или написанное) может заменить любой конкретный раздражитель. Образование условного рефлекса на основе речевой деятельности является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Со второй сигнальной системой теснейшим образом связана особенность высшей нервной деятельности человека - способность к отвлечению и обобщению. Вторая сигнальная система играет важную роль в обучении человека. Изменение социальной среды влечёт изменения в формировании второй сигнальной системы.

Между первой и второй сигнальными системами существуют тесные функциональные взаимосвязи. В физиологических условиях вторая сигнальная система несколько притормаживает активность первой сигнальной системы. С появлением второй сигнальной системы вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и обобщение бесчисленных сигналов, поступающих в мозг. Этот принцип обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его общеприродной и социальной среде. Вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.

Типы высшей нервной деятельности.

Формирование типов высшей нервной деятельности зависит от силы процессов возбуждения и торможения, их равновесия и изменчивости (подвижности). Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот. На основе этих признаков выделяют 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный неуравновешенный – возбуждение преобладает над торможением; соответствует сангвиническому типу - условные рефлексы быстро возникают, легко угасают и восстанавливаются. Возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Такие люди отличаются живым темпераментом, выразительной мимикой, хорошим поведением и тд.
  2. Сильный уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов; флегматический тип - условные рефлексы образуются быстро, имеют сильные тормозные реакции. Такие люди ведут себя спокойно, речь их без резких выразительных эмоций и тд.
  3. Сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов; холерический тип – сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный. Условные рефлексы образуются медленно, слабые. Такие люди высокоэмоциональны, легковозбудимы, запальчивы.
  4. Слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения; меланхолический тип – слабый, со сниженной возбудимостью, с медленным формированием условных рефлексов. Такие люди быстро устают, речь их тихая, бедная словами, часто страдают невротическими реакциями и неврозами.

Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

 

Анатомия и физиология человека, фармакология, терапия, сестринское дело.

Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.