Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждения
«НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методические указания
для студентов на практическое занятие.
Практическое занятие № 2 от 25.10. 2020
Группы 2 1ф( 2бригада)
Тема: Субъективные и объективные методы исследования органов дыхания.(тема 1.7)
Манипуляция для повторения : Аускультация легких, пальпация легких.
Манипуляция заченая: Перкусия легких.
Работа с учебником и лекционным материалом.
Страницы учебника 41-85.
МДК 01.01. Пропедевтика и диагностика внутренних болезней.
Студент должен овладеть общими компетенциями :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Мотивация цели занятия: здоровье и жизнь пациента, уход. Изучение данной темы поможет студенту улучшить свои теоретические знания пр АФО органов дыхания , организовывать правильно уход и метод обследования пациентам с заболеваниями органов дыхания.
Исходный уровень знаний:
- Для усвоение темы стоит повторить :АФО органов дыхания, технику выполнения субьективного и обьективного метода обследования, технику перкуссии, пальпации, аускультации легких, оценку лабораторных показателей, оценку инструментальных исследований.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля, должен:
иметь практический опыт:
- обследования пациента;
- интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза;
- заполнения истории болезни, амбулаторной карты пациента.
уметь:
- применять правила профессиональной медицинской этики при обследовании пациента;
- проводить перкуссию, пальпацию, аускультацию легких;
- определить основные симптомы и синдромы заболеваний органов дыхания;
- подготовить пациента к дополнительным методам исследования при заболеваниях органов дыхания;
знать:
- дополнительные методы исследования;
- происхождение и значение основных симптомов и синдромов.
План изучения темы:
- Изучить цели самоподготовки.
- Повторить материал, необходимый для исходного уровня знаний.
- Изучить рекомендуемую литературу.
- Подготовить неясные вопросы.
Задание:
Ответить на вопросы и сделать конспект(кратко):
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания?
- Субьективные методы исследования органов дыхания?
- Какие бывают типы нормального дыхания?
- Какие бывают виды патологического дыхания?
- Что такое голосовое дрожание?
- Основные признаки патологической грудной клетки?
- Какие цели и задачи сравнительной и топографической перкуссии?
- Какова высота стояния верхушек легких спереди и сзади?
- Какие дыхательные шумы относятся к основным?
- Что такое патологические дыхательные шумы?
- Что такое сухие, влажные хрипы?
- Что такое бронхофония?
- Какие точки выслушиваются при обследовании органов дыхания(аускультация)?
Дать определение :
-Кашель?
-Одышка?
-Кровохарканье?
-Мокрота?
-Удушье?
-Лихорадка?
-Бронхиальное дыхание?
-Везикулярное дыхание?
Определить о какой грудной клетке идет речь?
- По своей форме напоминает усеченный конус, основание которого образовано хорошо развитыми мышцами плечевого пояса и направлено вверх; отчетливо виден угол, образованный телом грудины и ее рукояткой, (эпигастральный угол приближается к 90°; ребра в боковых ее отделах имеют умеренно косое направление; лопатки плотно прилегают к грудной клетке; грудной отдел туловища по своей высоте примерно равен брюшному-?
- Имеет форму цилиндра; переднезадний размер ее приближается к боковому; надключичные ямки сглажены; угол соединения тела и рукоятки грудины выражен значительно; эпигастральный угол больше 90°. Направление ребер в боковых отделах грудной клетки приближается к горизонтальному, межреберные промежутки уменьшены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке — грудная клетка как бы находится в положении глубокого-?
- Удлинена, узкая — уменьшены как переднезадний размер, так и боковой размеры, плоская. Надключичные и подключичные ямки отчетливо выражены, угол соединения грудины с ее рукояткой отсутствует — грудина и рукоятка ее составляют прямую «пластинку». Эпигастральный угол меньше 90°. Ребра в боковых отделах приобретают более вертикальное направление, X ребро не прикреплено к реберной дуге -?
- По своей форме она несколько напоминает гиперстеническую грудную клетку. От последней она отличается бочкообразным выбуханием грудной стенки, особенно заднебоковых отделах ее, и увеличением межреберных промежутков-?
- Грудная клетка по своим признакам напоминает несколько видоизмененную форму астенической грудной клетки. Ее можно встретить у сильно истощенных людей астенической конституции как проявление общей астении и слабого конституционального развития-?
- По своей форме может напоминать нормостеническую, гиперстеническую или астеническую и в дополнение иметь еще воронкообразные вдавления в нижней части грудины-?
- Грудная клетка характеризуется выраженным удлинением переднезаднего размера ее за счет выступающей вперед в виде киля грудины-?
Нарисуйте патологические виды дыхания:
- Дыхание Биота?
- Дыхание Чейн-Стокса ?
- Дыхание Куссмауля ?
- Дыхание Гаспиг?
Тесты:
- Укажите патологические формы грудной клетки:
- 1) астеническая;
- 2) гиперстеническая;
- 3) нормостеническая;
- 4) воронкообразная.
- Для эмфиземы легких характерна форма грудной клетки:
- 1) гиперстеническая;
- 2) паралитическая;
- 3) воронкообразная;
- 4) бочкообразная;
- 5) астеническая.
- Назовите причину бочкообразной формы грудной клетки:
- 1) рахит (в детстве);
- 2) аномалия развития;
- 3) эмфизема легких;
- 4) пневмоторакс;
- 5) гидроторакс.
- Укажите нормальную границу нижнего края легкого по правой пара- стернальной линии:
- 1) V ребро;
- 2) IV ребро;
- 3) верхний край VI ребра;
- 4) нижний край III ребра;
- 5) верхний край IV ребра.
- Разновидность одышки, наиболее характерная при наличии препятствий в верхних дыхательных путях:
- 1) стридорозное дыхание;
- 2) экспираторная одышка;
- 3) дыхание Куссмауля или дыхание Чейн — Стокса;
- 4) дыхание Чейн — Стокса или дыхание Биота;
- 5) инспираторная одышка
- Разновидность одышки, наиболее характерная при спазмах мелких бронхов:
- 1) стридорозное дыхание;
- 2) экспираторная одышка;
- 3) дыхание Куссмауля или дыхание Чейн — Стокса;
- 4) дыхание Чейн — Стокса или дыхание Биота;
- 5) инспираторная одышка.
- Усиление голосового дрожания отмечается при:
- 1) гидротораксе;
- 2) уплотнении легочной ткани;
- 3) пневмотораксе;
- 4) эмфиземе легких;
- 5) верно все.
- Ослабление голосового дрожания отмечается при:
- 1) большой полости в легком;
- 2) пневмотораксе;
- 3) уплотнении легочной ткани;
- 4) гидротораксе;
- 5) пневмотораксе и гидротораксе;
- 6) большой полости в легком и уплотнении легочной ткани.
- Назовите вариант перкуторного звука, который следует ожидать у больного с бочкообразной грудной клеткой:
- 1) тимпанит;
- 2) ясный (легочный);
- 3) притупление;
- 4) коробочный;
- 5) тупой.
- Локальное ослабление голосового дрожания и бронхофонии появляется при:
- 1) эмфиземе легких;
- 2) уплотнении легочной ткани;
- 3) полости в легком;
- 4) пневмотораксе.
- Тимпанический звук определяется при:
- 1) гидротораксе;
- 2) гемотораксе;
- 3) пневмотораксе;
- 4) полости, заполненной экссудатом;
- 5) у лиц с ожирением.
- Коробочный звук определяется при:
- 1) уплотнении легочной ткани;
- 2) эмфиземе легких;
- 3) полости, заполненой экссудатом;
- 4) гидротораксе;
- 5) верно все.
- Наличие жидкости в плевральной полости ведет к:
- 1) появлению тимпанита;
- 2) усилению дыхательных шумов;
- 3) высокому стоянию диафрагмы;
- 4) втягиванию межреберий при вдохе;
- 5) ослаблению голосового дрожания.
ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИТЬ В ТЕТРАДИ.
НАПИСАТЬ собственноручно ,сделать фото своей работы и прислать на проверку до 2 часов дня 25 .10.2020.
С уважением Жуковская Елена Игорена.