Практическое занятие №1
Группа 21ф
Преподаватель Панченко Г.А. Фармакология
Тема: Рецептура. Твердые и мягкие лекарственные формы.
Мотивация цели занятия:
Умение правильно выписывать рецепты на лекарственные препараты является неотъемлемым качеством фельдшера. Поэтому, изучение рецептуры всегда предшествует изучению фармакологии. Изучение данной темы поможет студенту улучшить свои теоретические знания по рецептуре: правила назначения и выписывания в рецептах лекарственных средств; характеристику твердых, мягких лекарственных форм. а также формирование навыков правильного выписывания рецептов на различные лекарственные формы лекарственных препаратов с использованием международных непатентованных названий при различных патологических состояниях.
Исходный уровень знаний.
Для усвоения данной темы необходимо повторить:
- Основы латинской грамматики, необходимые для написания рецептов.
- Структуру рецепта.
- Правила оформления рецепта.
- Рецептурные сокращения и обозначения.
- Формы рецептурных бланков, требования к их заполнению.
- Расчёт дозы лекарственных препаратов.
После изучения данной темы
Студент должен знать:
- правила назначения и выписывания в рецептах лекарственных средств; - характеристику твердых, мягких, лекарственных форм,
- принципы выбора лекарственных форм при конкретных патологических состояний
- правила хранения и учета наркотических средств и рецептурных бланков в соответствии с приказом МЗ РФ №4н и № 54н.
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Уметь:
-выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
-ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
-применять лекарственные средства по назначению врача;
-давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;
Студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.3. |
Выполнять лечебные вмешательства. |
ПК 2.4. |
Проводить контроль эффективности лечения |
ПК 3.2. |
Определять тактику ведения пациента. |
ПК 3.3. |
Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
ПК 3.4. |
Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. |
ПК 3.8. |
Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. |
ПК 4.7. |
Организовывать здоровьесберегающую среду. |
ПК 4.8. |
Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. |
Цель занятия:
-освоение обучающимися общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей, а также формирование навыков правильного выписывания рецептов на различные лекарственные формы лекарственных препаратов с использованием международных непатентованных названий при различных патологических состояниях.
Зачётная манипуляция:
- Провести расчет доз лекарственных препаратов .
- Выписать рецепты на твердые и мягкие лекарственные формы.
План изучения темы.
- Изучить цели самоподготовки.
- Повторить материал, необходимый для исходного уровня знаний.
- Изучить рекомендуемую литературу.
- Подготовить неясные вопросы.
Литература:
Основная:
Харкевич, Д. А. Фармакология с общей рецептурой : учебник для мед. колледжей и училищ / Д. А. Харкевич. – М. : ГЭОТАР-Медия, 2018. – 464 с.
Дополнительная:
- Аляутдин, Р. Н. Фармакология : руководство к практическим занятиям : / Р. Н. Аляутдин, Н. Г. Преферанский, Н. Г. Преферанская. – М. : ГЭОТАР-Медия, 2016. – 608 с.
Вопросы для контроля знаний.
- Терминология: лекарственное вещество (фармацевтическая субстанция), лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма.
- Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство.
- Оригинальный препарат и генерический (дженерик).
- Фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство. Наркотические, ядовитые и сильнодействующие вещества.
- Рецепт. Общие правила выписывания рецептов.
- Виды рецептурных бланков.
- Дозы. Виды доз. Обозначение доз в рецептах.
- Твердые лекарственные формы: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы. Определение. Характеристика. Основные обозначения модифицированных таблеток с пролонгированным действием.
- Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, суппозитории, пластырь, кремы, гели, лекарственные пленки.
Задание №1.
Дать полную характеристику формам рецептурных бланков (реквизиты основные, вспомогательные, правила оформления, для чего предназначен, срок годности, хранение).
Задание №2. Выписать рецепты:
- 10 таблеток, содержащих по 0.02 омепразола (Omeprazolum). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
- 10 таблеток, содержащих по 0,005 эналаприла ( Enalaprilum ). Назначить по 1 таблетке 1 раз в день.
- 10 таблеток, содержащих по 0,01 нитросорбида (Nitrosorbidum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.
- 10 таблеток, содержащих по 0,015 викасола (Vicasolum). Назначить по 1 таблетке 1 раз в день.
- 3 таблетки, содержащих по 0,5 азитромицина ( Azithromycinum ) . Назначить по 1 таблетке 1 раз в день .
- 10 таблеток, содержащих по 0.15 эуфиллина (Euphyllinum) . Назначить по 1 порошку 2 раза в день.
- 10 таблеток, содержащих 0,25 парацетамола (Para-cetamolum). Назначить по 1 таблетке при головной боли.
- 40 капсул, содержащих по 0,15 метациклина (Metacyclinum). Внутрь по 2 капсулы 2 раза в день.
- 40 капсул, содержащих по 0,15 рафампицина ( Rifampicini ) . Назначить по 2 капсулы 2 раза в день до еды.
- 10 капсул, содержащих по 0.05 триамтерена (Triamterenum). Назначить по1 капсуле 2 раза в день.
- 10 капсул, содержащих по 0,15 клиндамицина (Clindamyci-num). Назначить по 1 капсуле 4 раза в сутки.
- 20 драже, содержащих по 0,05 диазолина (Diazolinum ). Внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.
- 50 драже, содержащих по 0,025 аминазина
- 30,0 мази, содержащей 2% гидрокортизона (Hydrocortisonum). Для нанесения на пораженные участки кожи.
- 20,0 мази, содержащей 6% салициловой кислоты (Acidum salicylicum) . Для смазывания пораженных участков кожи.
- 30,0 мази, содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum ) . Для смазывания пораженных участков кожи.
- 50,0 мази, содержащей 0,5 % неомицина сульфата (Neomycini sulfas ). Для нанесения на пораженные участки кожи.
- 10свечей с папаверином по 0,02
- 10 свечей с парацетамолом по 0,1
- Свечи «Анузол» - 10шт
Задание №3. Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося:
а. в 1 мл 0,1% раствора атропина сульфата;
б. в 1 мл 3% раствора тиамина бромида;
в. в 10 мл 2,4% раствора эуфиллина;
г. в 5 мл 0,5% раствора новокаина.