Практическое занятие № 1 группа 21 моз
преподаватель Чехо О.И.
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.
Раздел: Здоровый ребенок
Тема: Потребности. Внутриутробный период и период новорожденности
Знать:
- Современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье; направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
- Основы иммунопрофилактики различных групп населения;
- Принципы рационального и диетического питания;
- Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «Школ здоровья».
- Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни».
- Факторы, влияющие на здоровье.
- Факторы риска здоровью.
- Демографическая ситуация в России, регионе.
- Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
- Понятия: «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст». характеристику антенатального и неонатального периодов;
- анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребенка;
- признаки доношенного новорожденного;
- потребности новорожденного и способы их удовлетворения;
- основные проблемы новорожденного;
- адаптацию детей к условиям внеутробной жизни, пограничные состояния новорожденного ребенка;
- факторы риска;
- основные принципы оценки общего состояния.
Уметь:
- Обучать население принципам здорового образа жизни;
- Проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
- Консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;
- Консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
- Организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
- Осуществить дородовый патронаж к беременной и патронаж к новорожденному ребенку;
- Выявить неблагоприятные факторы, влияющие на антенатальное развитие плода
- Спланировать и провести дородовые патронажи и первичный патронаж новорожденного
- Осуществить мероприятия по антенатальной охране плода
- Выявить признаки доношенности новорожденного;
- Оценить состояние новорожденного;
- Определить и дать характеристику переходным физиологическим (пограничным) состояниям новорожденного
- Выявить основные проблемы и потребности периода новорожденности
- Убедить мать ребенка в необходимости ГВ
- Обучить мать ребенка правилам кормления грудью
- Обучить родителей и окружение ребенка уходу за новорожденным (утренний и текущий туалет, купание, пеленание)
иметь практический опыт:
- проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
- ведения медицинской документации
Манипуляция 1
Первичная обработка новорожденного
1-й этап – профилактика аспирации (у недоношенных +асфиксии)
- Новорожденного сразу после рождения укладывают на подогретый столик под источник лучистого тепла.
- Запрокидывают голову новорожденного, подложив валик под плечи. Удаляют слизь первоначально из ротовой полости, затем из носовых ходов и плода с помощью электроотсоса или стерильной резиновой груши.
- Применяем тактильную стимуляцию - похлопываем по стопам (установление адекватного дыхания)
2-й этап – профилактика гонореи новорожденного.
- Для профилактики офтальмобленнореи веки новорожденного протирают сухим стерильным ватным тампоном (отдельный тампон для каждого глаза) в направлении от наружного угла глаза к внутреннему (метод Матвеева – Креде).
- Затем слегка оттягивают нижнее веко и из пипетки капают 1 каплю 30 % раствора сульфацил-натрия. Закапывание производится дважды: при рождении и через 2 часа.
- Новорожденным девочкам закапывают в вульву 2 капли этого раствора.
3-й этап – профилактика пупочного сепсиса и кровотечения из пуповины.
После прекращения пульсации пуповины новорожденного отделяют от матери.
На пуповину накладывают 2 зажима Кохера: один – на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца, другой – на 2 см кнаружи от него.
Участок пуповины, находящийся между зажимами, обрабатывают 5 % спиртовым раствором йода, йодонатом или 96 % спиртом и пересекают стерильными ножницами.. Затем акушер вновь обрабатывает руки, надевает стерильные перчатки и приступает к окончательной обработке пуповины.
Остаток пуповины и пупочное кольцо обрабатывают 96 % спиртом. На расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца на пуповину накладывают зажим Кохера, который через 1-2 мин заменяют на металлическую скобку Роговина с помощью специального зажима или на специальную одноразовую пластмассовую скобку. Пуповину пересекают стерильными ножницами выше скобки на 1,5-2 см, отжимают кровь и вартонов студень марлевой салфеткой. Срез пуповины и ее остаток обрабатывают 5 % раствором калия перманганата, на остаток пуповины накладывают марлевую повязку или оставляют его открытым.
4-й этап – профилактика пиодермии.
- Ребенка обтирают от первородной смазки тампоном, смоченным стерильным вазелиновым или растительным маслом, с кожи ребенка удаляют сыровидную смазку и обязательно сбрасывают с новорожденного влажную пеленку (для уменьшения тепловых потерь)
- В случае наличия на теле новорожденного загрязнений (кровь, слизь, меконий) его обмывают детским мылом под теплой проточной водой, высушивают теплой стерильной пеленкой и кладут на пеленальный столик на теплую сухую стерильную пеленку под источник лучистого тепла.
5-й этап – передача ребенка матери:
- Укладываем ребенка матери на живот (можно завернуть ребенка в пеленку)
- Контакт «кожа к коже»
- Через 15-20 мин ребенок начнет искать сосок груди матери.
№ 110/35/6 ФИО матери Матвеева Ирина____Викторовна Дата рождения 01/03/2013_10²³ Пол__мужской________ Масса__4 250 Рост____53___________ |
Медсестра заполняет мед.документацию (история развития родов, обменная карта, история развития новорожденного антропометрия новорожденного, 2 браслета, 1 медальон )
Манипуляция 2
Обработка пупочной ранки
Цель-профилактика омфалита, сепсиса
Оснащение: · Стерильные ватные палочки. · Лоток для отработанного материала. · 3% раствор перекиси водорода. · 70% этиловый спирт. · 2% спиртовой раствор бриллиантового зеленого · Стерильная пипетка. · Набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике. · Стерильные перчатки. · Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь. |
Ход манипуляции
- Представиться. Идентифицировать пациента. Объяснить маме суть манипуляции, получить согласие
- Обработать пеленальный стол дезраствором, застелить его 2 стерильными пеленками
- Вымыть руки, осушить полотенцем, обработать антисептиком, надеть перчатки
- Уложить ребенка, зафиксировать его руки с помощью пеленки
- Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.
- Капнуть из пипетки в ранку 1 – 2 капли 3% раствором перекиси водорода.
- Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток).
- Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток).
- Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток).
- Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 2% спиртовым раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросив палочку в лоток).
- Освободить руки от фиксирующей пеленки
- Взять комплект белья для пеленания.
- Запеленать ребенка и положить в кроватку.
- Убрать пеленку с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья.
- Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
- Снять перчатки, скинуть в лоток для дезинфекции, вымыть и осушить руки.
Примечание: Если кожа вокруг пупка покраснела и припухла, из-под пупочного канатика вытекает гной, в пупочной ранке скапливается белесое содержимое с неприятным запахом (нагноение), немедленно покажи ребенка врачу
Вопросы к занятию:
- Потребности человека
- Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека
- Какие в детском возрасте выделяют этапы?
- Рост и развитие
- Рост и развитие во внутриутробном периоде
- Период новорожденности
- Ранний неонатальный период.
- Поздний неонатальный период.
- Доношенный новорожденный.
- Оценка состояния новорожденного
- Краткая характеристика анатомо-физиологических новорожденного (доношенного/недоношенного).
- Физиологические/морфологические признаки новорожденного.
- Основные рефлексы доношенного ребенка.
- Переходные состояния новорожденных.
- Основные направления сестринской деятельности по антенатальной охране плода.
- Потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения
- Основные проблемы периода новорожденности.
- Адаптация к внеутробному существованию.
- Затруднения при вскармливании.
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Уход за кожей.
- Купание ребенка.
- Создание безопасной среды.
- Профилактическая иммунизация.