Решено ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙМДК 01.01 Здоровый человек и его окружение. Раздел 1. Здоровый ребенок

  1. 13.09.2023
  2.   Парасич Наталья Николаевна
  3. 31-М (3 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 912
  5. Ответов: 0

ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

РАЗДЕЛ 1. Здоровый ребенок.

 

ЛЕКЦИЯ 1. Здоровье.

Тема: Доношенный новорожденный и уход за ним.

План:

  1. Здоровье. Рост и развитие.
  2. Возраст и возрастные периоды жизни человека.
  3. Понятия о демографии. Демографическая ситуация в России и мире.

Основные демографические показатели и методы их расчета.

  1. Доношенный новорожденный и уход за ним.
  2. Факторы, влияющие на развитие плода.
  3. Характеристика периода новорожденности: АФО, признаки доношенного ребенка, уход, вскармливание. Пограничные состояния.

 

  1. Здоровье: основные понятия

Одним  из  важнейших  признаков,  определяющих  принадлежность  общества  к  цивилизации,  всегда  считалось  состояние  здоровья  конкретного  человека  и  населения  в  целом. 

Что же такое здоровье? Существует множество определений здоровья, но принципиально они не отличаются от приведенного ниже, и ни одно из них не может считаться завершенным.

 По определению Всемирной  организации  здравоохранения  (ВОЗ 1963г.) «Здоровье  - это состояние полного  физического,  духовного  и  социального  благополучия,  а  не  только  отсутствие  болезней  и  физических  недостатков».

До недавнего времени доминировало понимание здоровья как отсутствие болезни, то есть здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Но подобный подход был пересмотрен в связи с развитием науки о здоровье – валеологии.

Выделяют  индивидуальное,  групповое и  общественное  здоровье (здоровье  населения,  здоровье  популяции).  Об  индивидуальном  здоровье  говорят  в  том  случае,  если  рассматривается конкретный  человек,  индивидуум;  групповое  здоровье  предусматривает  оценку  уровня  здоровья  нескольких  человек, группы людей;  о здоровье  населения,  общественном  здоровье  говорят при  изучении здоровья  населения,  проживающего  на  определенной  территории  (в  городе,  селе,  административно-территориальном  образовании). Индивидуальное  здоровье  оценивают  по  самочувствию конкретного  человека,  наличию  или  отсутствию  у  него  заболеваний,  его  физическому  состоянию  и  развитию,  выявляемых  после  соответствующих  исследований,  трудоспособности,  личным  ощущениям  жизни  и  другим  критериям  и  признакам. В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

- уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;

- степень гармоничности физического развития.

Оценив состояние здоровья человека по предложенным критериям, его можно условно отнести к одной из групп здоровья:

-  к  1-й  группе относятся  здоровые лица;

-  ко  2-й группе - практически здоровые,  имеющие факторы  риска;

-  к  3-й группе - больные с заболеваниями   в  стадии  компенсации;

-  к  4-й группе - больные с заболеваниями в стадии декомпенсации.

 

  1. Понятие о потребностях; возрастные периоды; рост и развитие

Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность», «удовлетворение потребностей». На всех этапах жизненного пути человек постоянно сталкивается с потребностью в пище, воде, поступлении кислорода, с потребностью выделения продуктов жизнедеятельности, с потребностью в одежде, жилище и т.д. Без удовлетворения этих и других биологических потребностей организма человека невозможно нормальное протекание жизненных процессов.

Биологические потребности организма определяются его природной сущностью, они заложены в организме людей самой природой. Однако человек является не только биологическим объектом, но и существом социальным, общественным. В связи с этим возникают многие потребности, связанные с его жизнью в обществе, контактами с другими людьми (потребность в общении, в информации, образовании, охране здоровья и т.д.). Возникновение устойчивых общественных связей, формирование социальных групп, становление государства и общества приводят к появлению общественных потребностей (потребность в охране территории государства, поддержании общественного порядка, сохранении национальной культуры и др.).

Таким образом, потребность можно понимать как надобность, нужду, необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, принявшую специфическую форму в соответствии с уровнем развития личности и требующую удовлетворения.

Возможности человека удовлетворять  потребности разнообразны и зависят от множества факторов, и, в первую очередь, от возраста.

Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст — это период от рождения до момента его исчисления, т.е. - разность между датой исследования и датой рождения, т.е. – количество прожитых лет. Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья, т.е. – истинная мера старения организма.

Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. В отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся, прежде всего, с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным.

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные от ряда факторов. Это в первую очередь биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение. В связи с этим выделяют также юридический возраст – возраст наступления юридической ответственности.

С понятиями «период жизни», «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». В ходе эволюции возникли многоклеточные организмы, превращение оплодотворённого яйца во взрослую особь происходит в процессе роста и развития. На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам.

Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

- генетическую предопределенность;

- стадийность;

- определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.

 

  1. Демографическая ситуация в России и мире

 

Термин демография ввел французский ученый Ахилл Гийяр, он определил ее как естественную и социальную историю человека, или математического изучение населения.

Демография занимается изучением проблем воспроизводства населения, статистическим описанием его состояния (численность населения, распределение по полу и возрасту, семейному положению и т.д.) и демографическими процессами (рождаемость, смертность, вступление в брак, перемещения), происходящими с населением.

Демография включает в себя две составные части: демографический анализ и прикладная демография, которая входит в структуру междисциплинарных исследований, ориентированных на познание экономических и социальных причин происходящих демографических процессов.

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения. Оно сводится к трем важнейшим формам движения населения. Это:

  • естественное движение население. Оно включает в себя такие факты биографии человека как рождение, переход из одной возрастной группы в другую, вступление в брак, рождение детей или родительство, развод, вдовство и смерть;
  • механическое движение населения или миграции. Сюда включается вся совокупность перемещения человека по территории, как временных, так и постоянных переселений;
  • социальное движение или социальная и профессиональная мобильность. Для демографии важно воспроизводство и замещение социальных структур, изменение таких характеристик населения как уровень образования, профессиональный состав.

 

Методы демографии:

Общенаучные и демографические, отражающие специфику воспроизводства населения как самовозобновляющейся совокупности людей, обладающей особыми качественно-количественными структурами, процессами их функционирования и развития, формами воспроизводства.

Общенаучные методы исследования – методы научной абстракции и восхождения от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяции и моделирования.

Собственные методы демографии:

- метод когорт, применяемый при изучении того или иного процесса на протяжении поколения. Его называют еще методом реального поколения, или продольного анализа. Задача этого метода заключается в получении для данной когорты населения характеристик изучаемых демографических процессов, зависящих от промежутка времени между образованием когорты и наступлением выражающего тот или иной процесс демографического события.

- метод поперечного анализа, иначе называемый методом условного, или гипотетического поколения, это тот же метод когорт, позволяющий получить графическое изображение событий, протекающих как бы поперек линии жизни поколения.

- Методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющие при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей сравниваемых демографических общностей.

- Методы демографического моделирования. Они описывают изменение населения в целом или компонентов его роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен.

Сейчас на Земле живет почти 7,8 млрд человек (год назад было 7,7). И по прогнозам ООН, к 2030 году их будет 8,5 млрд, к 2050-му — 9,7 млрд, а к 2100-му — те самые 11,2 млрд.

 

Рейтинг стран по населению на 2020 год.

1

Китай

1 439 324 000

2

Индия

1 380 004 000

3

США

331 003 000

4

Индо­незия

273 524 000

5

Пакистан

220 892 000

6

Брази­лия

212 559 000

7

Нигерия

206 140 000

8

Бангла­деш

164 689 000

9

Россия

145 934 000

10

Мексика

128 933 000

 

 

  1. Характеристика доношенного новорожденного

  Доношенный ребенок - новорожденный, прошедший полный цикл внутриутробного развития (38-42 недели), имеющий массу тела не менее 2500 г, длину тела не менее 45 см и имеющий все признаки зрелости.

 

                                                                                                                                             Зрелость плода и новорожденного - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению его внеутробного существования.

Признаки морфологической зрелости новорожденного:

  • Кожа розовая, бархатистая, с пушковыми волосками (лануго), обычно в области плечевого пояса.
  • Хорошо развит подкожно-жировой слой.
  • Длина головы составляет ¼ длины туловища.
  • Хрящ ушных раковин плотный, упругий.
  • Хорошо развит околососковый кружок молочной железы – 1 см и более.
  • Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком.
  • У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.
  • Ногти плотные, достигают края ногтевой фаланги.

 

Шкала Апгар

Состояние новорожденного оценивается по шкале Вирджинии Апгар по пяти наиболее важным клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах жизни новорожденного, что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.

 

Признаки

0 баллов

1 балл

2 балла

Частота

сердцебиений

Пульс

отсутствует

Менее 100 уд. в 1 минуту

120 - 140  уд. в 1 минуту

Дыхательные

движения

Отсутствуют

Редкие нерегулярные

отдельные судорожные вдохи

Хорошие,

громкий крик

Мышечный тонус

Вялый

Конечности

несколько согнуты

Активные

движения

Рефлексы:

реакция на носовой катетер или на раздражение подошв

Отсутствует

Гримаса

Кашель, чихание или резкие движения ножками

Цвет кожи

Общая бледность или цианоз

Тело розовое, конечности

синюшные

Всё тело розовое или  красное

 

Если признак отсутствует или выражен слабо – 0 баллов, если выражен умеренно  – 1 балл, если хорошо  - 2 балла. Оценку состояния новорожденного проводят по сумме баллов:

- 8 – 10 – состояние удовлетворительное;

- 5 – 7 – состояние средней тяжести;

- 0 – 4 – состояние тяжелое.

 

Сразу после рождения, ребенка выкладывают на живот матери, затем производят первичный туалет новорожденного и через 30 минут после рождения прикладывают к груди.

Первичный туалет

  1. Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов, электроотсосом или резиновой грушей в момент рождения головки.
  2. Профилактика гонобленореи: 30% раствор сульфацила натрия  (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1-2 капли закапывают в глаза, на слизистые оболочки половых органов и  область ануса.
  3. Обработка и перевязка пуповины после прекращения ее пульсации.
  4. Обработка кожи стерильным растительным маслом.
  5. Антропометрия. Измерение массы, длины тела, окружности груди и головы. Масса доношенного новорожденного в среднем составляет 3500+-200г, длина тела 50+-5 см, окружность головы 33 – 34 см, груди – 32 – 33см.

В родзале доношенный новорожденный в удовлетворительном состоянии находится 2 часа вместе с мамой, потом их переводят в послеродовое отделение. Температура в палате новорожденных должна быть 22-24 С.

Уход за новорожденным

  1. Свободное пеленание, смена пеленок перед каждым кормлением.
  2. Туалет пупочной ранки 1 раз в день до ее заживления: 3% раствор перекиси водорода, 70% раствор этилового спирта, 5% раствор перманганата калия.
  3. Гигиеническая ванна: начинают после заживления пупочной ранки,  t ̊ воды – 37, 0 ̊ - 37,5 ̊ С, ежедневно, не более 5-7 минут.
  4. Подмывание теплой проточной водой после каждого акта дефекации, девочек подмывают спереди назад.
  5. Голову моют с мылом 1 раз в неделю.
  6. Ежедневный утренний туалет новорожденного: умывание лица, осмотр полости рта на наличие кандидозного стоматита, обработка глаз, носовых ходов, слуховых проходов (по необходимости), естественных складок.  Для обработки глаз и складок используют ватные шарики, для носа и ушей – ватные турунды (жгутики)).
  7. Уход за ногтями - стригут по мере отрастания, но не реже 1 раза в неделю (на руках округло, на ногах прямолинейно). Ножницы с закругленными кончиками предварительно обрабатывают 70% раствором этилового спирта.
  8. Прогулки:  летом - с первого дня после выписки, зимой - при t ̊ не ниже – 10 ̊ С, с 5-10 минут до 2 часов 2-3 раза в день.
  9. Выкладывание на животик, воздушные ванны при t ̊  22 ̊ - 24 ̊ перед каждым кормлением.

 

Факторы, нарушающие нормальное  внутриутробное развитие

- Токсическое воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, некоторых медикаментов.

- Вдыхание химических веществ в быту и на производстве (лаки, краски, растворители, СМС).

- Инфекции: сифилис,  коревая краснуха,  цитомегаловирус, туберкулез, токсоплазмоз,  ОРВИ,  грипп,  ВИЧ-СПИД  и др.

- Заболевания матери: эндокринные, тяжелые заболевания ССС, почек, печени, психические расстройства и др.

- Механические травмы, в т.ч., бурные половые акты.

- Эмоциональные стрессы беременной, особенно – хронический стресс, вследствие нежелания беременности, т.к., при длительных  стрессовых состояниях в крови матери повышается количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка.    

 

Краткая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности продолжается от рождения по 28 день жизни, от рождения по 7 день – ранний неонатальный, с 8 по 28 день – поздний неонатальный.  Период характеризуется адаптацией к внеутробному существованию, отпадением пуповинного остатка на 2-3 день, заживлением пупочной ранки к 7-10 дню, окончательным ее рубцеванием и появлением коммуникативной улыбки  к концу периода.

Проблемами данного периода является совершенная беспомощность и зависимость от взрослых, а также – наличие пограничных состояний.

В неонатальном периоде проявляется врожденная патология, последствия родовых травм и инфицирования в родах.

Главными элементами ухода и воспитания считают рациональное грудное вскармливание по требованию ребенка с последующим установлением режима кормлений, правильный уход, любовь, ЗОЖ родителей.

Важная характеристика новорожденного гестационный возраст - это истинный возраст ребенка с момента его зачатия (в неделях). Недели гестации отсчитываются с первого дня последней менструации.

В зависимости от срока гестации новорожденные бывают:

  • доношенные - родились на 38 - 42 неделях гестации;
  • недоношенные - родились ранее 38 недель гестации;
  • переношенные - родились после 42 недель гестации.

 

Пограничные состояния

Адаптация к внеутробной жизни вызывает значительные изменения в организме новорожденного. Внешними проявлениями этих изменений могут быть так называемые пограничные состояния новорожденных (переходные, транзиторные), которые не являются заболеваниями и лечения не требуют. Однако новорожденные с пограничными состояниями требуют более пристального внимания и некоторых дополнительных мер при организации ухода за ними.

Пограничные (транзиторные, переходные) состояния новорожденного - это физиологические состояния, отражающие процесс адаптации ребенка к внеутробным условиям существования.

Эти физиологические состояния называются переходными, так как:

- проявляются на границе двух периодов жизни  - внутриутробного  и внеутробного;

- при некачественном уходе могут принимать патологический характер.

Примеры пограничных состояний:

  • Физиологическая убыль массы тела наблюдается у 100% новорожденных к 3-4-му дню жизни и составляет максимально 10% от первоначальной массы.
  • Простая эритема реактивная краснота кожи, иногда с легким синюшным оттенком кистей и стоп.
  • Транзиторная желтуха- появление желтушного окрашивания кожи и слизистых без нарушения самочувствия.
  • Гормональный криз- обусловлен переходом эстрогенов матери в кровь плода в антенатальном и интранатальном периодах и поступлением их к новорожденному с молоком матери.

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Определение «здоровье»
  2. Критерии здоровья
  3. Группы здоровья
  4. Понятия «индивидуальное», «групповое» и «общественной» здоровье
  5. Понятие «потребности», виды потребностей и возможности их удовлетворения
  6. Понятие о возрасте и видах возраста
  7. Понятия «рост» и «развитие», их взаимосвязь

 

 

Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.