ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
РАЗДЕЛ 1. Здоровый ребенок.
ЛЕКЦИЯ 1. Здоровье.
Тема: Доношенный новорожденный и уход за ним.
План:
- Здоровье. Рост и развитие.
- Возраст и возрастные периоды жизни человека.
- Понятия о демографии. Демографическая ситуация в России и мире.
Основные демографические показатели и методы их расчета.
- Доношенный новорожденный и уход за ним.
- Факторы, влияющие на развитие плода.
- Характеристика периода новорожденности: АФО, признаки доношенного ребенка, уход, вскармливание. Пограничные состояния.
- Здоровье: основные понятия
Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом.
Что же такое здоровье? Существует множество определений здоровья, но принципиально они не отличаются от приведенного ниже, и ни одно из них не может считаться завершенным.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ 1963г.) «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
До недавнего времени доминировало понимание здоровья как отсутствие болезни, то есть здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Но подобный подход был пересмотрен в связи с развитием науки о здоровье – валеологии.
Выделяют индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции). Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум; групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких человек, группы людей; о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изучении здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании). Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам. В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:
- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
- степень гармоничности физического развития.
Оценив состояние здоровья человека по предложенным критериям, его можно условно отнести к одной из групп здоровья:
- к 1-й группе относятся здоровые лица;
- ко 2-й группе - практически здоровые, имеющие факторы риска;
- к 3-й группе - больные с заболеваниями в стадии компенсации;
- к 4-й группе - больные с заболеваниями в стадии декомпенсации.
- Понятие о потребностях; возрастные периоды; рост и развитие
Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность», «удовлетворение потребностей». На всех этапах жизненного пути человек постоянно сталкивается с потребностью в пище, воде, поступлении кислорода, с потребностью выделения продуктов жизнедеятельности, с потребностью в одежде, жилище и т.д. Без удовлетворения этих и других биологических потребностей организма человека невозможно нормальное протекание жизненных процессов.
Биологические потребности организма определяются его природной сущностью, они заложены в организме людей самой природой. Однако человек является не только биологическим объектом, но и существом социальным, общественным. В связи с этим возникают многие потребности, связанные с его жизнью в обществе, контактами с другими людьми (потребность в общении, в информации, образовании, охране здоровья и т.д.). Возникновение устойчивых общественных связей, формирование социальных групп, становление государства и общества приводят к появлению общественных потребностей (потребность в охране территории государства, поддержании общественного порядка, сохранении национальной культуры и др.).
Таким образом, потребность можно понимать как надобность, нужду, необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, принявшую специфическую форму в соответствии с уровнем развития личности и требующую удовлетворения.
Возможности человека удовлетворять потребности разнообразны и зависят от множества факторов, и, в первую очередь, от возраста.
Под возрастом принято понимать:
1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;
2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.
Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.
Хронологический возраст — это период от рождения до момента его исчисления, т.е. - разность между датой исследования и датой рождения, т.е. – количество прожитых лет. Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья, т.е. – истинная мера старения организма.
Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. В отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся, прежде всего, с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным.
Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные от ряда факторов. Это в первую очередь биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение. В связи с этим выделяют также юридический возраст – возраст наступления юридической ответственности.
С понятиями «период жизни», «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». В ходе эволюции возникли многоклеточные организмы, превращение оплодотворённого яйца во взрослую особь происходит в процессе роста и развития. На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам.
Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.
Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).
Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:
- генетическую предопределенность;
- стадийность;
- определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.
- Демографическая ситуация в России и мире
Термин демография ввел французский ученый Ахилл Гийяр, он определил ее как естественную и социальную историю человека, или математического изучение населения.
Демография занимается изучением проблем воспроизводства населения, статистическим описанием его состояния (численность населения, распределение по полу и возрасту, семейному положению и т.д.) и демографическими процессами (рождаемость, смертность, вступление в брак, перемещения), происходящими с населением.
Демография включает в себя две составные части: демографический анализ и прикладная демография, которая входит в структуру междисциплинарных исследований, ориентированных на познание экономических и социальных причин происходящих демографических процессов.
Предмет изучения демографии – воспроизводство населения. Оно сводится к трем важнейшим формам движения населения. Это:
- естественное движение население. Оно включает в себя такие факты биографии человека как рождение, переход из одной возрастной группы в другую, вступление в брак, рождение детей или родительство, развод, вдовство и смерть;
- механическое движение населения или миграции. Сюда включается вся совокупность перемещения человека по территории, как временных, так и постоянных переселений;
- социальное движение или социальная и профессиональная мобильность. Для демографии важно воспроизводство и замещение социальных структур, изменение таких характеристик населения как уровень образования, профессиональный состав.
Методы демографии:
Общенаучные и демографические, отражающие специфику воспроизводства населения как самовозобновляющейся совокупности людей, обладающей особыми качественно-количественными структурами, процессами их функционирования и развития, формами воспроизводства.
Общенаучные методы исследования – методы научной абстракции и восхождения от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяции и моделирования.
Собственные методы демографии:
- метод когорт, применяемый при изучении того или иного процесса на протяжении поколения. Его называют еще методом реального поколения, или продольного анализа. Задача этого метода заключается в получении для данной когорты населения характеристик изучаемых демографических процессов, зависящих от промежутка времени между образованием когорты и наступлением выражающего тот или иной процесс демографического события.
- метод поперечного анализа, иначе называемый методом условного, или гипотетического поколения, это тот же метод когорт, позволяющий получить графическое изображение событий, протекающих как бы поперек линии жизни поколения.
- Методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющие при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей сравниваемых демографических общностей.
- Методы демографического моделирования. Они описывают изменение населения в целом или компонентов его роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен.
Сейчас на Земле живет почти 7,8 млрд человек (год назад было 7,7). И по прогнозам ООН, к 2030 году их будет 8,5 млрд, к 2050-му — 9,7 млрд, а к 2100-му — те самые 11,2 млрд.
Рейтинг стран по населению на 2020 год.
1 |
Китай |
1 439 324 000 |
2 |
Индия |
1 380 004 000 |
3 |
США |
331 003 000 |
4 |
Индонезия |
273 524 000 |
5 |
Пакистан |
220 892 000 |
6 |
Бразилия |
212 559 000 |
7 |
Нигерия |
206 140 000 |
8 |
Бангладеш |
164 689 000 |
9 |
Россия |
145 934 000 |
10 |
Мексика |
128 933 000 |
- Характеристика доношенного новорожденного
Доношенный ребенок - новорожденный, прошедший полный цикл внутриутробного развития (38-42 недели), имеющий массу тела не менее 2500 г, длину тела не менее 45 см и имеющий все признаки зрелости.
Зрелость плода и новорожденного - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению его внеутробного существования.
Признаки морфологической зрелости новорожденного:
- Кожа розовая, бархатистая, с пушковыми волосками (лануго), обычно в области плечевого пояса.
- Хорошо развит подкожно-жировой слой.
- Длина головы составляет ¼ длины туловища.
- Хрящ ушных раковин плотный, упругий.
- Хорошо развит околососковый кружок молочной железы – 1 см и более.
- Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком.
- У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.
- Ногти плотные, достигают края ногтевой фаланги.
Шкала Апгар
Состояние новорожденного оценивается по шкале Вирджинии Апгар по пяти наиболее важным клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах жизни новорожденного, что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.
Признаки |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Частота сердцебиений |
Пульс отсутствует |
Менее 100 уд. в 1 минуту |
120 - 140 уд. в 1 минуту |
Дыхательные движения |
Отсутствуют |
Редкие нерегулярные отдельные судорожные вдохи |
Хорошие, громкий крик |
Мышечный тонус |
Вялый |
Конечности несколько согнуты |
Активные движения |
Рефлексы: реакция на носовой катетер или на раздражение подошв |
Отсутствует |
Гримаса |
Кашель, чихание или резкие движения ножками |
Цвет кожи |
Общая бледность или цианоз |
Тело розовое, конечности синюшные |
Всё тело розовое или красное |
Если признак отсутствует или выражен слабо – 0 баллов, если выражен умеренно – 1 балл, если хорошо - 2 балла. Оценку состояния новорожденного проводят по сумме баллов:
- 8 – 10 – состояние удовлетворительное;
- 5 – 7 – состояние средней тяжести;
- 0 – 4 – состояние тяжелое.
Сразу после рождения, ребенка выкладывают на живот матери, затем производят первичный туалет новорожденного и через 30 минут после рождения прикладывают к груди.
Первичный туалет
- Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов, электроотсосом или резиновой грушей в момент рождения головки.
- Профилактика гонобленореи: 30% раствор сульфацила натрия (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1-2 капли закапывают в глаза, на слизистые оболочки половых органов и область ануса.
- Обработка и перевязка пуповины после прекращения ее пульсации.
- Обработка кожи стерильным растительным маслом.
- Антропометрия. Измерение массы, длины тела, окружности груди и головы. Масса доношенного новорожденного в среднем составляет 3500+-200г, длина тела 50+-5 см, окружность головы 33 – 34 см, груди – 32 – 33см.
В родзале доношенный новорожденный в удовлетворительном состоянии находится 2 часа вместе с мамой, потом их переводят в послеродовое отделение. Температура в палате новорожденных должна быть 22-24 С.
Уход за новорожденным
- Свободное пеленание, смена пеленок перед каждым кормлением.
- Туалет пупочной ранки 1 раз в день до ее заживления: 3% раствор перекиси водорода, 70% раствор этилового спирта, 5% раствор перманганата калия.
- Гигиеническая ванна: начинают после заживления пупочной ранки, t ̊ воды – 37, 0 ̊ - 37,5 ̊ С, ежедневно, не более 5-7 минут.
- Подмывание теплой проточной водой после каждого акта дефекации, девочек подмывают спереди назад.
- Голову моют с мылом 1 раз в неделю.
- Ежедневный утренний туалет новорожденного: умывание лица, осмотр полости рта на наличие кандидозного стоматита, обработка глаз, носовых ходов, слуховых проходов (по необходимости), естественных складок. Для обработки глаз и складок используют ватные шарики, для носа и ушей – ватные турунды (жгутики)).
- Уход за ногтями - стригут по мере отрастания, но не реже 1 раза в неделю (на руках округло, на ногах прямолинейно). Ножницы с закругленными кончиками предварительно обрабатывают 70% раствором этилового спирта.
- Прогулки: летом - с первого дня после выписки, зимой - при t ̊ не ниже – 10 ̊ С, с 5-10 минут до 2 часов 2-3 раза в день.
- Выкладывание на животик, воздушные ванны при t ̊ 22 ̊ - 24 ̊ перед каждым кормлением.
Факторы, нарушающие нормальное внутриутробное развитие
- Токсическое воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, некоторых медикаментов.
- Вдыхание химических веществ в быту и на производстве (лаки, краски, растворители, СМС).
- Инфекции: сифилис, коревая краснуха, цитомегаловирус, туберкулез, токсоплазмоз, ОРВИ, грипп, ВИЧ-СПИД и др.
- Заболевания матери: эндокринные, тяжелые заболевания ССС, почек, печени, психические расстройства и др.
- Механические травмы, в т.ч., бурные половые акты.
- Эмоциональные стрессы беременной, особенно – хронический стресс, вследствие нежелания беременности, т.к., при длительных стрессовых состояниях в крови матери повышается количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка.
Краткая характеристика периода новорожденности
Период новорожденности продолжается от рождения по 28 день жизни, от рождения по 7 день – ранний неонатальный, с 8 по 28 день – поздний неонатальный. Период характеризуется адаптацией к внеутробному существованию, отпадением пуповинного остатка на 2-3 день, заживлением пупочной ранки к 7-10 дню, окончательным ее рубцеванием и появлением коммуникативной улыбки к концу периода.
Проблемами данного периода является совершенная беспомощность и зависимость от взрослых, а также – наличие пограничных состояний.
В неонатальном периоде проявляется врожденная патология, последствия родовых травм и инфицирования в родах.
Главными элементами ухода и воспитания считают рациональное грудное вскармливание по требованию ребенка с последующим установлением режима кормлений, правильный уход, любовь, ЗОЖ родителей.
Важная характеристика новорожденного - гестационный возраст - это истинный возраст ребенка с момента его зачатия (в неделях). Недели гестации отсчитываются с первого дня последней менструации.
В зависимости от срока гестации новорожденные бывают:
- доношенные - родились на 38 - 42 неделях гестации;
- недоношенные - родились ранее 38 недель гестации;
- переношенные - родились после 42 недель гестации.
Пограничные состояния
Адаптация к внеутробной жизни вызывает значительные изменения в организме новорожденного. Внешними проявлениями этих изменений могут быть так называемые пограничные состояния новорожденных (переходные, транзиторные), которые не являются заболеваниями и лечения не требуют. Однако новорожденные с пограничными состояниями требуют более пристального внимания и некоторых дополнительных мер при организации ухода за ними.
Пограничные (транзиторные, переходные) состояния новорожденного - это физиологические состояния, отражающие процесс адаптации ребенка к внеутробным условиям существования.
Эти физиологические состояния называются переходными, так как:
- проявляются на границе двух периодов жизни - внутриутробного и внеутробного;
- при некачественном уходе могут принимать патологический характер.
Примеры пограничных состояний:
- Физиологическая убыль массы тела наблюдается у 100% новорожденных к 3-4-му дню жизни и составляет максимально 10% от первоначальной массы.
- Простая эритема— реактивная краснота кожи, иногда с легким синюшным оттенком кистей и стоп.
- Транзиторная желтуха- появление желтушного окрашивания кожи и слизистых без нарушения самочувствия.
- Гормональный криз- обусловлен переходом эстрогенов матери в кровь плода в антенатальном и интранатальном периодах и поступлением их к новорожденному с молоком матери.
Вопросы для самоконтроля
- Определение «здоровье»
- Критерии здоровья
- Группы здоровья
- Понятия «индивидуальное», «групповое» и «общественной» здоровье
- Понятие «потребности», виды потребностей и возможности их удовлетворения
- Понятие о возрасте и видах возраста
- Понятия «рост» и «развитие», их взаимосвязь