Практическое занятие № 2 группа 21 моз
преподаватель Чехо О.И.
ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01Здоровый человек и его окружение Раздел Здоровый ребенок
Тема: Период грудного возраста
ЦЕЛИ
- Овладеть практическими умениями антропометрических измерений.
- Овладеть методами проведения комплексной оценки развития детей грудного возраста.
- Освоить способы выявления проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
- Изучить способы удовлетворения потребностей (есть, спать, дышать, быть чистым, двигаться, общаться, поддерживать температуру тела) грудного ребенка.
- Освоить методы оценивания эффективности вскармливания.
- Освоить правила введения докорма, прикорма.
- Составить примерное меню ребенку грудного возраста при разных видах вскармливания (ЕВ, СВ, ИВ)
- Овладеть практическими умениями по осуществлению кормления детей, приготовлению блюд прикормов и пищевых добавок.
- Научиться консультировать родителей по вопросам рационального вскармливания детей первого года жизни.
- Обучить родителей по вопросам режима дня (чередование сна, пребывания на свежем воздухе, питание);
- обучить родителей по вопросам оздоровительных мероприятий (закаливание воздухом, водой; массаж и гимнастика);
- обучить родителей по организации игровой деятельности, выбору игрушки,
- овладеть методами обучения родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды (дома и на улице), профилактической иммунизации.
Знать:
- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье; направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
- основы иммунопрофилактики различных групп населения;
- принципы рационального и диетического питания;
- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «Школ здоровья».
- характеристику периода грудного возраста;
- анатомо-физиологические особенности органов и систем детей этого периода;
- факторы, влияющие на рост и развитие;
- факторы, создающие опасную окружающую среду;
- закономерности нарастания массы и роста;
- закономерности нервно-психического развития;
- правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
- основные физиологические потребности и способы их удовлетворения;
- карты для оценки состояния ребенка в возрасте до 1 года;
- особенности процессов пищеварения у детей раннего возраста;
- виды вскармливаний и их характеристику;
- преимущества грудного вскармливания;
- правила кормления ребенка грудью;
- основы рационального вскармливания;
- способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от возраста и видов вскармливания;
- возможные проблемы при вскармливании детей раннего возраста.
- значение режима дня и физического воспитания для развития ребенка;
- основные средства и правила закаливания;
- правила безопасной среды ребенка
Уметь:
- Обучать население принципам здорового образа жизни;
- Проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
- Консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;
- Консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
- Организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
- Оценить физическое развитие ребенка;
- Рассчитать разовую и суточную дозу пищи, составить меню;
- Составить схемы закаливающих мероприятий детям грудного возраста;
- Рекомендовать режим дня, игрушки, занятия детям грудного возраста;
- Проконсультировать родителей по вопросам режима дня (чередование сна, пребывания на свежем воздухе, питание);
- Проконсультировать родителей по вопросам оздоровительных мероприятий (закаливание воздухом, водой; массаж и гимнастика);
Иметь практический опыт:
- проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
Манипуляции
- Определение физического развития детей грудного возраста (лист, формулы, авторучка, таблицы)
- Расчет питания (формулы, авторучка, таблицы)
- Антропометрия (измерение веса, роста, окружности груди и головы) (весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, ветошь, дез.раствор, пеленка, ручка, бумага, центельные таблицы)
- Контрольное кормление (набор для пеленания с памперсом; набор для подготовки матери к кормлению; чашечные весы; дезинфицирующий раствор, ветошь; бумага, ручка).
- Кормление ребенка из рожка (косынка, марлевая маска; мерная бутылочка (рожок); стерильная соска; необходимое количество на одно кормление молочной смеси (или другой пищи) температурой 36-37°С; толстая игла для прокалывания соски; емкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек).
Основная литература:
- Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение-4-е изд. испр. и доп.: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
Дополнительная литература:
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
- С.Р. Волков, М.М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. Учебная литература для студентов средних медицинских учебных заведений 2012г.