Перечень вопросов к экзамену по
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
для студентов III курса (31 М и 32 М) очная форма, специальность 34.02.01 Сестринское дело
по МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»
- Определение понятий: «здоровье», «болезнь», «группы здоровья».
- Основные ресурсы здоровья.
- Характеристика здорового образа жизни.
- Факторы риска болезни.
- Определение понятия: «качество жизни». Примеры.
- Периоды жизнедеятельности человека. Характеристика каждого периода.
- Универсальные потребности человека.
- Проблемы в разные возрастные периоды.
Здоровый ребенок
- Туалет новорожденного в родильном зале.
- Туалет новорожденного в домашних условиях.
- АФО - кожи, туалет кожи, слизистых.
- Рефлексы новорожденного.
- Условия проведения гигиенической ванны.
- Составить алгоритм выполнения манипуляции «Гигиеническая ванна».
- Особенности измерения массы и длины тела у детей раннего возраста.
- Измерение окружности головы и грудной клетки детям раннего возраста.
- АФО - желудочно - кишечного тракта.
- Пограничные состояния: физиологическая желтуха, физиологическая убыль массы тела, транзиторная лихорадка
- Расчет разовой и суточной потребности в питании.
- Сроки и цели I патронажа к новорожденному.
- Пограничные состояния: физиологическая эритема, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологическая потеря веса, физиологическая желтуха
- Алгоритм «Осмотр новорожденного».
- Определить признаки и степени доношенных и недоношенных.
- Основные потребности недоношенности и способы их удовлетворения.
- Принципы вынашивания детей в кювезе.
- Периоды детского возраста.
- Основные принципы оценки состояния новорожденного.
- Кормление - первое прикладывание. Возможные проблемы и пути их решения.
- Характеристика грудного возраста.
- Виды вскармливания и их характеристика.
- Основы рационального введения прикорма.
- Составить схему кормления 6 месячного ребенка находящегося на естественном вскармливании.
- Составить схему кормления 7 месячного ребенка находящегося на искусственном вскармливании.
- Гипогалактия, борьба с ней.
- Докормы, правила введения, расчет дозы.
- Дать характеристику детей от 1 года до 3 лет, АФО органов и систем, развитие двигательной системы, мышц, особенности развития речи.
- АФО детей от 3 лет до 7 лет, готовность ребенка к школе.
- Оценка нервно - психического развития ребенка до 1 года.
- Оценка нервно - психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.
- Оценка нервно — психического развития ребенка от 3 лет до 7 лет.
- Оценить готовность ребенка к школе — физического, биологического, нервно — психического.
- Работа с центильными таблицами, оценка физического развития.
- Консультация детей и родителей по вопросам профилактики вредных привычек - алкоголь, курение, токсикомания, наркомания.
- Психологические проблемы переходного возраста.
- Стадия и сроки полового созревания, самообследование девушек и юноше
- Сроки и порядок прорезывания, смена зубов.
Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста
- Репродуктивная система женщин.
- Женские половые гормоны, их действие на организм.
- Регуляция менструального цикла. Овогенез.
- Репродуктивная система мужчин.
- Мужские половые гормоны, сперматогенез, фертильность.
- Санитарная обработка поступающих рожениц.
- Определение срока беременности по высоте стояния дна матки.
- Применение оральных и барьерных контрацептивов.
- Искусственное прерывание беременности, возможные осложнения.
- Общая продолжительность беременности I, И, III периоды родов. Родовые силы.
- Продолжительность III периода родов. Признаки отделения последа, допустимая кровопотеря.
- Ведение III периода родов. Ручное пособие во II периоде родов.
- Наружные размеры таза, их размеры и величина.
- Наблюдение и уход за беременной. Диета.
- Методика проведения приемов наружного акушерского исследования.
- Критические периоды в развитии плода.
- Осложнения возникающие в постклимактерическом периоде и их предупреждение.
- Измерение окружности живота.
- Определение высоты стояния дна матки в разные сроки беременности.
- Подготовка роженицы к приему родов.
- Акушерское пособие в родах.
- Приемы наружного исследования беременной.
- Проведение туалета родильницы.
- Проведение родильнице туалета со швами на промежности.
- Уход за молочными железами в послеродовом периоде.
- Измерение базальной температуры (ректальной).
- Подготовка к УЗИ органов малого таза.
- Методика осмотра в зеркалах.
- Взятие мазка из уретры, шеичного канала и влагалища.
- Взятие мазка на онкоцитологию.
- Взятие мазка для кольпоцитологического исследования.
- Оплодотворение. Развитие зародыша и плода.
- Физиологические изменения в организме беременной.
Лица пожилого и старческого возраста
- Анатомо-физиологические применения в системе органов дыхания в пожилом возрасте.
- Психологические аспекты пенсионного возраста.
- Особенности питания пожилого человека.
- Пожилой человек и его роль в семейных отношениях.
- Психологические аспекты в работе с пожилым контингентом.
- Роль семьи в жизни человека.
- Медико-социальное обслуживание пожилых людей.
- Геронтология. Демографические показатели в России.
- Профилактика преждевременного старения.
- Особенности ухода за пожилыми людьми в медицинских учреждениях.
- Санаторно-курортное лечение для лиц пожилого возраста.
- Трудотерапия у лиц пожилого возраста.
- Анатомо-физиологические особенности костно-суставной системы пожилого человека.
- Особенности питания пожилых людей.
- Фармакотерапия у лиц пожилого возраста.
- Особенности двигательного режима людей пожилого возраста.
- Теории старения.
- Двигательная активность в пожилом возрасте.
- Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.
- Психологические особенности пожилого и старческого возраста.
- Образ жизни и долголетие пациента в преклонном возрасте.
- Геронтология, как наука. Демографическая ситуация в России.
- Медицинские и социальные аспекты пожилых людей.
- Сестринские услуги лицам пожилого и старческого возраста.
- Гериатрическая фармакотерапия.
- Понятие смерть. Этапы умирания и смерти.
- Эвтаназия.
- Похороны славянских народов России.
- Социальные факторы, влияющий на старения.
- Работа социальной службы.
- РОЛЬ Семьи в жизни пожилого человека.
- Организация формы гериатрической помощи.
- Факторы риска заболеваний для лиц пожилого и старческого возраста.
- Социальные факторы, влияющий на старения.
- Особенности назначения лекарственных препаратов в пожилом возрасте.
- Адаптация к старению. Биологические и возрастные этапы старения.
По МДК 01.02. «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»
- Медицинская помощь. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Виды медицинской помощи.
- Определение, понятия ПМСП. Организация и структура учреждений здравоохранения, оказывающих ПМСП.
- Задачи ПМСП.
- Организация ПМСП по территориально – участковому принципу. Поликлиника. Правила организации деятельности поликлиники. Основные задачи поликлиники.
- Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).
- Основные задачи кабинета врача общей практики (семейного врача).
- Лечебно-профилактическая работа медсестры поликлиники. Обязанности медсестры основных структурных подразделений.
- Диспансеризация населения.
- Роль участковой медсестры в федеральных и территориальных программах оздоровления населения и первичной медико-санитарной помощи.
- Пролежни, причины, факторы риска. Общие подходы к профилактике пролежней, согласно отраслевого стандарта.
- Особенности ухода за пациентами при пролежнях в условиях дневного стационара на дому.
- Понятие о внутрибольничной инфекции, пути передачи. Роль участковой медицинской сестры в профилактике внутрибольничной инфекции.
- Понятие о диспансеризации населения, цели, задачи, роль медсестры в диспансеризации.
- Охарактеризуйте этапы диспансеризации населения.
- Диспансерное наблюдение.
- Методика изучения и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, учет длительно и часто болеющих.
- Охарактеризуйте отличия частичной и временной нетрудоспособности.
- Категории медработников имеющих право на выдачу листа нетрудоспособности.
- В каких случаях выдается лист нетрудоспособности, В каких справка.
- Современные приемы и методы ведения санпросветработы среди населения и роль медицинской сестры в ее проведении.
- Роль санитарного просвещения в формировании здорового образа жизни, в борьбе с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
- Цели и задачи развития профилактического направления медицинской помощи, роль медицинской сестры в их реализации.
- Основные направления профилактической работы медицинской сестры поликлиники в рамках национального проекта.
- Участие медицинской сестры в организации и проведении дополнительной диспансеризации работающего населения.
- Участие участковой медсестры в группе поддержки грудного вскармливания, в оздоровлении детей различных возрастных групп.
- Приоритетные направления системы здравоохранения. Роль медсестры поликлиники в их реализации.
- Основные направления совершенствования первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.
- Особенности организации медицинского обслуживания старших групп населения. Роль участковой медсестры.
- Показатели здоровья населения. Особенности формирования здорового образа жизни среди различных слоев населения.
- Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) в работе участковой медсестры.
- Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Понятие, функции, элементы. Роль медицинской сестры в системе ПМСП.
- Роль санитарного просвещения в формировании здорового образа жизни, в борьбе с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
- Образовательные профилактические программы (школы здоровья). Роль медицинской сестры поликлиники в реализации этих программ.
- Роль участковой медицинской сестры в первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
- Медицинские осмотры, виды.
- Принципы организации противоэпидемических мероприятий.
- Виды вакцинных препаратов.
- Сроки проведения профилактических прививок, согласно национального календаря прививок.
- Характеристика системы организации «Холодовой цепи»
- Перечислите требования к организации деятельности прививочного кабинета
- Порядок регистрации профпрививок у детей взрослых.
по МДК 01.03. «Основы профилактики»
- Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия.
- Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья.
- Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность (региональные).
- Основные положения Концепции сохранения здоровья здоровых.
- Определение роли сестринского персонала в профилактической медицине.
- Технологии медицинской профилактики (сбор информации, анализ и учет факторов риска здоровью и факторов, определяющих.
- Дайте определение понятия «скрининг».
- Влияние питания, двигательной активности на здоровье.
- Дайте характеристику основам укрепления здоровья.
- Дайте определение понятия «профилактика».
- Раскройте виды и формы профилактики.
- Перечислите нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность.
- Раскройте основные направления Концепции сохранения здоровья.
- Дайте характеристику основным пунктам сбора информации.
- Перечислите факторы, влияющие на здоровье человека, и раскройте их значение.
- Дайте определение понятия «образ жизни»
- Дайте характеристику структуры образа жизни.
- Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».
- Перечислите основные принципы формирования здорового образа жизни.
- Перечислите основные факторы структуры здорового образа жизни.
- Дайте определение понятия «рациональное питание».
- Перечислите основные принципы рационального питания.
- Дайте рекомендации по организации здорового питания.
- Дайте характеристику двигательной активности в жизни человека.
- Раскройте влияние гиподинамии на здоровье человека.
- Дайте рекомендации по организации режима двигательной активности для профилактики гиподинамии.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике табакокурения.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике алкогольной зависимости.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике наркомании.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике онкологических заболеваний.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике заболеваний органов дыхания.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике заболеваний эндокринной системы.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике заболеваний нервной системы.
- Составьте план профилактической беседы по профилактике нарушений психического здоровья.
- Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании.
- Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании.
- Дайте определение понятия «школа здоровья»
- Раскройте роль и участие сестринского персонала в работе школ здоровья.
- Образовательные программы профилактики бронхиальной астмы. "Астма-школы": участие медсестры в организации "Астма-школа".
- Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией. Участие медсестры в организации данной школы.
- Гастрошколы. Участие медсестры в организации и проведении занятий с пациентами в гастрошколе.
- Образовательные программы по профилактике сахарного диабета. Участие медсестры в организации и проведении занятий с пациентами в школе здоровья "Сахарный диабет".