Решено Период младшего школьного возраста.

  1. 08.10.2020
  2.   Чехо Ольга Ивановна
  3. 31-М (3 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 17956
  5. Ответов: 0

Лекционное занятие № 8 группы 31м и 32м

преподаватель Чехо О.И.

 

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01Здоровый человек и его окружение

 

Тема: Период младшего школьного возраста.

 

План

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей младшего школьного возраста.
  2. Характеристика физического и нервно-психического развития детей младшего школьного возраста.
  3. Меры по подготовке ребенка к поступлению в школу и проблемы, связанные с периодом адаптации.

Опорный конспект

 

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапа­зон от 6-7 до 10-11 лет (I—IV классы школы).

Младший школьный возраст называют вершиной детства.

Школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) — это дети с 7 до 11 лет

Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников

Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика.

Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность

долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.

Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника.

Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу. В периоды 6—8 лет отмечается интенсивный рост черепных костей. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки. При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:

1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);

2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;

3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8—10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форм взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого. Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 1до 12 лет их диаметр уравнивается.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:

— у детей с 7 до 11 лет — 80—90 в минуту;

Артериальное давление у детей до 11 лет стабильно!

составляет 100 4- n, где n — число лет ребенка.

Пищеварительная система продолжает, увеличивается, и совершенствоваться в функциональном отношении

К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008—1022.

  • Динамика физических показателей у школьников

Масса тела.

  1. Масса ребенка от 5 до 12 лет равна 20 + 3 (n — 5)

где n — число лет ребенка; k == +6 кг.

Длина тела.

  1. Длина тела ребенка (рост) от 5 до 10 лет равна 110 + 6 х (n — 5),

где n — число лет ребенка; k == ±10 см.

  1. Длина ребенка 8 лет в среднем == 130 см; на каждый последующий год прибавляется 5 см.

Так же по специальным формулам оценивается весоростовой показатель.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста

— произвольность

— внутренний план действия

— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

 

Контрольные вопросы

  1. Назовите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей младшего школьного возраста.
  2. Дайте характеристику физического и нервно-психического развития детей младшего школьного возраста.
  3. Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в школу и проблемы, связанные с периодом адаптации.
  4. Назовите основные психологические проблемы детства и вероятные методы их разрешения.

 

Основная литература:

  1. Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение-4-е изд. испр. и доп.: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

 Дополнительная литература:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. Учебная литература для студентов средних медицинских учебных заведений 2012г.
Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.