Практическое занятие № 11 группы 41Ф
преподаватель Галактионова А.Н.
ПМ.04 Профилактическая деятельность
МДК 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое воспитание населения
Специальность 31.02.01 Лечебное дело.
Раздел I. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровье сберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения
Тема: Профилактика заболеваний в различных периодах детского возраста 1
Вопросы к занятию:
- Профилактика нарушений физического и психического развития детей. Основные формы и методы профилактики нарушений физического и психического развития детей и подростков.
- Индивидуальная оценка физического развития с использованием таблиц, разработанных на основе региональных шкал регрессии массы тела по длине тела. Исследование физической подготовленности. Этапность оценки физического развития ребенка: 1) определение уровня биологического развития ребенка, его соответствия календарному возрасту; 2) определение гармоничности морфофункционального состояния по шкалам регрессии массы тела по длине тела.
- Показатели уровня биологического развития у детей и подростков: 1) соответствует календарному возрасту; 2) ускоренное (опережение составляет 1 год и более); 3) замедленное (отставание составляет 1 год и более).
- Определение группы риска детей и подростков в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния. Понятие и виды опережения и задержки психомоторного развития.
- Основные медико-профилактические мероприятия для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков при массовых медицинских осмотрах с использованием скрининг-тестов.
- Организация диспансерного наблюдения и оздоровления детей. Роль фельдшера в организации и проведении мероприятий по охране здоровья детей и подростков.
- Профилактика заболеваний периода новорожденности. Факторы риска заболеваний периода новорожденности (заболевания беременной женщины, гестозы, хронические очаги инфекции, вредные привычки, генетические факторы, социальные факторы, экологические факторы, инфекционные факторы и др.).
- Технологии первичной и вторичной профилактики болезней периода новорожденности. Профилактика врожденных аномалий и уродств и внутриутробных инфекций. Проведение скрининг-тестов в антенатальном и неонатальном периоде на наследственную патологию. Немедикаментозные и медикаментозные методы профилактического воздействия на новорожденного.
- Направления работы фельдшера по охране здоровья доношенных и недоношенных новорожденных. Основные принципы и порядок организации и проведения патронажа новорожденных.
- Проведение диагностики групп здоровья.
- Особенности профилактики болезней доношенных и недоношенных новорожденных. Консультирование родителей новорожденного по вопросам ухода за пупочной ранкой, кожей, слизистыми оболочками, по вопросам вскармливания, соблюдения режима, предупреждения гипогалактии, сохранению естественного вскармливания, проведению массажа, гимнастики, закаливания и др.
- Роль фельдшера в организации и проведении патронажа на закрепленном участке.
- Профилактика заболевания у детей грудного и раннего возраста. Факторы риска развития болезней у детей раннего возраста (алиментарные нарушения, гипо- и гипервитаминозы, нарушение режима дня и гигиенических правил ухода, недостаточное внимание со стороны взрослых и наличие стрессов у ребенка, гиподинамия, негативное влияние окружающей среды, наличие пищевых, бытовых, эпидермальных аллергенов и др.).
- Технологии первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний детей грудного и раннего возраста: рахита, хронических расстройств питания, аномалий конституции. Составление правильного режима, питания, ухода при данных заболеваниях. Немедикаментозные и медикаментозные методы профилактического воздействия на пациентов. Специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний детей грудного и раннего возраста.
- Диспансеризация детей грудного и раннего возраста. Динамическое наблюдение групп диспансерного учета. Документация групп диспансерного учета.
- Консультирование родителей по вопросам профилактики развития заболеваний у детей грудного и раннего возраста (правильного вскармливания ребенка, гигиенического ухода, проведения массажа, гимнастики, закаливания и др.).
Цель:
- изучить причины, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков;
- научить оценивать физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков с использованием региональных нормативов при решении проблемно-ситуационных задач;
уметь:
- применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;
- обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;
- проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
- обучать пациента и его окружение формированию здорового образа жизни;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;
- определять группы риска развития различных заболеваний;
- проводить специфическую и неспецифическую профилактику заболеваний;
- проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения
- оформлять медицинскую документацию;
знать
- роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества;
- факторы риска развития заболеваний в России и регионе;
- виды профилактики заболеваний;
- закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
- пути формирования здорового образа жизни населения;
- нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении.
- медико-социальные и юридические аспекты проведения профилактических мероприятий.
Основная литература:
- Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие/ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – стр. 15-21, стр. 173-188.
- Пропедевтика клинических дисциплин: / В.М. Нечаев, Т.Э. Макурина, Л.С. Фролькис. -2-е изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа,2019. 808 с. : ил.
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 560 с.: ил.
- Приказ Минздрава РФ от 10.08.2017 N 514Н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 мая 2019 г. N 302н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".