Практическое занятие № 2 группы 41Ф
преподаватель Галактионова А.Н.
ПМ.04 Профилактическая деятельность
МДК 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое воспитание населения
Специальность 31.02.01 Лечебное дело.
Раздел I. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровье сберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения
Тема: Формирование здорового образа жизни населения
Вопросы к занятию:
- Определение понятия «здоровье», его структура и содержание. Модель обусловленности общественного здоровья.
- Влияние образа жизни на здоровье человека. Понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни».
- Пути формирования здорового образа жизни населения:1) создание и развитие факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья; 2) преодоление, уменьшение факторов риска для здоровья.
- Основные факторы риска. Взаимосвязь понятий «причина заболевания» и «фактор риска».
- Факторы риска, характерные для различных возрастных периодов и различных социальных групп населения.
- Влияние факторов риска на здоровье человека. Модифицируемые (управляемые) и немодифицируемые (неуправляемые) факторы риска, их взаимосвязь.
- Роль индивидуальной резистентности организма в развитии заболеваний.
- Информирование населения о путях формирования здорового образа жизни населения, о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях снижения этого влияния.
- Обучение различных категорий населения приоритетным нормам здорового образа жизни и построению индивидуальной модели гигиенического поведения.
Цель:
- изучить нормативно правовые акты, регламентирующих формирование здорового образа жизни населения;
- изучить приемы и методы проведения профилактических бесед;
- составить анкеты и вопросники на заданную тему;
- составить рекомендации для пациентов по профилактике заболеваний.
уметь:
- применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;
- обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;
- проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
- обучать пациента и его окружение формированию здорового образа жизни;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;
- определять группы риска развития различных заболеваний;
- проводить специфическую и неспецифическую профилактику заболеваний;
- проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения
- оформлять медицинскую документацию;
знать:
- роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества;
- факторы риска развития заболеваний в России и регионе;
- виды профилактики заболеваний;
- закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
- пути формирования здорового образа жизни населения;
- нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении.
- медико-социальные и юридические аспекты проведения профилактических мероприятий.
Основная литература:
- Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие/ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – стр. 15-21, стр. 173-188.
- Федеральный закон РФ «Об охране здоровья граждан» от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 N 113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации".
- Приказ МЗСР №597н от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года".
Задание студентам:
- Оформите письменно в виде «меню на неделю» данные, реально отражающие характерные для вас пищевой рацион, состав пищи, характер питания.
- На основании полученного «меню на неделю» заполните таблицу 1
- По результатам заполненной таблицы оцените соответствие вашего питания принципам сбалансированного питания.