Решено Практические задания по курсу "Информатика"

  1. 16.09.2023
  2.   Трандасир Николай Владимирович
  3. 11-М (1 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 4169
  5. Ответов: 0

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

 «НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

по курсу «Информатика»

 

 

 

Дисциплина ОУД 08 «Информатика»

по специальности 34.02.01

«Сестринское дело», 1 курс

 

 

 

Рассмотрено и утверждено

на цикле общеобразовательных дисциплин

Протокол № ______

«___» __________________ 20___ г.

Председатель ЦК  В. С. Бурцева

______________

Преподаватель Н. В. Трандасир

____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новороссийск, 2022 – 2023 учебный год

РЕЦЕНЗИЯ

 

 

на практические задания для студентов по дисциплине: «Информатика»

Направление подготовки 34.02.01 «Сестринское дело»

 

Подготовлена преподавателем информационных дисциплин и физики Трандасиром Николаем Владимировичем

 

Практические задания по учебной дисциплины «Информатика» предназначена для систематизации, углубления, закрепления знаний, формирования у студентов навыков исследовательской деятельности, повышения уровня компьютерной грамотности студентов в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) образования по специальностям 34.02.01 Сестринское дело.

Практические задания предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной  работы  студентов на занятиях по информатике. В данной работе представлены теоретические и практические задания по следующим темам (соответствующим рабочей программе дисциплины): аппаратное и программное обеспечение ПК, обработка информации средствами MS Word, обработка информации средствами MS Excel, интернет, информационно-поисковые и автоматизированные системы обработки данных медицинские информационные системы. Содержит правила техники безопасности.

Таким образом, данные практические задания полностью соответствует ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», программе дисциплины и может быть использован в учебном процессе «Новороссийского медицинского колледжа».

 

 

 

В. С. Бурцева

Рецензент:

Преподаватель ГБПОУ НМК

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коренное отличие информатики от других дисциплин состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Поэтому при преподавании информатики часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической литературы.

Целью изучения дисциплины «Информатика» является формирование информационной культуры и информационного мышления, навыков использования ПК, а также прикладных программных продуктов и информационных систем, и технологий в управлении производством.

Дисциплина «Информатика» помогает руководителю и специалисту осознанно формировать для себя комфортную информационную среду.

Основными задачами дисциплины являются:

  • получить представление о современной информационной культуре;
  • уверенно работать в качестве пользователя на персональном компьютере;
  • владеть методами работы с инструментальными средствами Microsoft

Осваиваемые компетенции:

  • способность решать стандартные задачи в профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
  • способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

Данные практические задания способствует закреплению основных разделов программы соответствующего курса.

 

РАЗДЕЛ I

 ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМАМА WINDOWS

 

Операционные системы семейства Windows - это графические операционные системы для компьютеров платформы IBM PC. Ее основные средства управления - графический манипулятор мышь и клавиатура.

Стартовый экран Windows представляет собой системный объект, называемый Рабочим столом (рис. 1.) - это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows. В исходном состоянии на Рабочем столе можно наблюдать несколько экранных значков и Панель задач. Значки - это графическое представление объектов Windows, а Панель задач - один из основных элементов управления.

 

 

 

 

Значки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кнопка

пуска                              Панель задач

 

Языковая панель

 

Панель индикации

 

 

Рис. 1. Рабочий стол Windows

 

В Windows большую часть команд можно выполнять с помощью мыши. С мышью связан активный элемент управления - указатель мыши. При перемещении мыши по плоской поверхности указатель перемещается по Рабочему столу, и его можно позиционировать на значках объектов или на пассивных элементах управления приложений.

Основными приемами управления с помощью мыши являются:

 

  1. Выделение объекта - навести указатель мыши на значок объекта и щелкнуть один раз левой кнопкой мыши.
  2. Выполнение команды из списка меню - навести указатель мыши на команду и щелкнуть один раз левой кнопкой мыши.
  3. Открытие объекта - навести указатель мыши на значок объекта и щелкнуть два раза левой кнопкой мыши (двойной щелчок).
  4. Зацепление объекта - навести указатель мыши на значок объекта и нажать левую (правую) кнопку мыши и не отпускать, пока не выполните необходимую операцию.
  5. Вызов контекстного меню объекта - навести указатель мыши на значок объекта и щелкнуть один раз правой кнопкой мыши
  6. Вызов контекстного меню Рабочего стола (Открытого окна) - навести указатель мыши на свободную от значков поверхность Рабочего стола (Открытого окна) и щелкнуть один раз правой кнопкой мыши.
  7. Перетаскивание - предварительно зацепить значок объекта и переместить в нужном направлении.
  8. Активизация экранной кнопки-вкладки (пассивный элемент управления) - навести указатель мыши на экранную вкладку и щелкнуть один раз левой кнопкой мыши.
  9. Перемещение внутри окна папки от объекта к объекту (поиск объекта внутри папки) - клавиши управления курсором или полосы горизонтальной, вертикальной прокрутки, перетаскивая в нужном направлении экранные кнопки полос.
  10. Зависание - наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время до появления на экране всплывающей подсказки, кратко характеризующей свойства объекта.

На рис. 2 представлено окно папки Windows. Такая папка имеется на всех компьютерах, работающих в любой операционной системе семейства Windows. В окне папки находятся следующие обязательные элементы:

  1. Строка заголовка - в ней написано название папки. За нее производится перетаскивание папки на Рабочем столе с помощью мыши.
  2. Системный значок - при щелчке на него открывается служебное меню, позволяющее управлять размером и расположением окна. Он полезен, если не работает мышь.
  3. Кнопки  управления    размером    -    закрывающая,    сворачивающая,

 

разворачивающая. Они дублируют основные команды служебного меню.

 

 

Системный значок

 

Строка заголовка

 

Строка меню           Панель инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панель папок                     Рабочая область                Адресная строка

Рис. 2. Окно папки Windows

  1. Строка меню - при щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.
  2. Панель инструментов - содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций.
  3. Адресная строка - в ней указан путь доступа к текущей папке.
  4. Рабочая область - в ней отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять.
  5. Полосы прокрутки - с их помощью можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области.
  6. Панель папок - обеспечивает навигацию по файловой системе. Для этой же цели в Windows есть и более мощное средство – программа Проводник

 

Практическая работа № 1

 

Цель работы: научиться создавать, удалять, переименовывать папки, перемещать и выделять файлы, работать с ярлыками и пиктограммами, просматривать свойства документов, работать с окнами программ и документов.

 

 

Задание 1.

  1. Откройте окно объекта «Мой компьютер».
  2. Измените размер окна так, чтобы появились полосы прокрутки. Поэкспериментируйте с полосами прокрутки. Выберите оптимальный (на ваше усмотрение) размер окна.
  3. Активизируйте контекстное меню рабочего поля окна.
  4. Поместите пиктограммы (значки) в окне четырьмя способами.
  5. Поместите пиктограммы, выбирая Большие или Маленькие значки, используя способы основного меню окна.
  6. Измените размещение пиктограмм в окне перетягиванием.

 

Задание 2.

  1. Откройте окно диска С: или D:, или другого диска. Исследуйте характеристики диска: объем диска, объем диска в байтах и процентах свободного места на диске.
  2. Включите и выключите панели инструментов и строку состояния окна.
  3. Откройте любую папку, которая есть на диске. Поместите пиктограммы окна поочередно всеми способами, используя основное меню окна.
  4. Откройте 4 любые папки, которые размещаются на разных дисках.
  5. Сделайте поочередно активными окна.
  6. Упорядочьте окна на экране Сверху – вниз, а затем Слева – направо.
  7. Упорядочьте окна на экране каскадом. Сделайте активным окно «Мой компьютер».
  8. Сверните и закройте все окна.

 

Задание 3.

  1. Откройте окно «Мой компьютер». Уменьшите размер окна до квадратного вида и перетяните в центр экрана. Поместите пиктограммы окна поочередно всеми способами, используя основное меню окна.
  2. Включите и выключите панели инструментов и строку состояния окна. Закройте окно «Мой компьютер».
  3. Откройте 4 любые папки, которые размещаются на разных дисках.
  4. Упорядочьте окна на экране всеми способами поочередно. Закройте все окна.
  5. Создайте ярлыки для любых файлов (на ваше усмотрение).
  6. Упорядочьте ярлыки на рабочем столе четырьмя способами.
  7. Переименуйте созданные ярлыки. Смените значки созданных ярлыков.
  8. Переместите один созданный ярлык в Корзину. Удалите ненужные ярлыки.

 

Практическая работа № 2

 

Цель работы: научиться создавать папки и ярлыки, работать с файлами и каталогами; осуществлять поиск файлов, научиться инсталлировать программы.

 

Задание 1.

  1. Создайте в рабочем диске дерево каталогов: D:\УЧЕБНАЯ\[ИМЯ ГРУППЫ]\[ФАМИЛИЯ СТУДЕНТОВ]\ ФИО.doc.

D:\УЧЕБНАЯ\[ИМЯ ГРУППЫ]\[ФАМИЛИЯ СТУДЕНТОВ]\

Адрес.doc

  1. Откройте личную папку. Откройте в окне папки панель инструментов и строку состояния.
  2. Создайте текстовый документ. Введите свою фамилию, имя, отчество. Сохраните документ и закройте окно.
  3. Создайте и сохраните второй текстовый документ с именем Адрес и текстом – вашим адресом. Просмотрите свойства этих документов.
  4. Создайте ярлыки для личной папки и текстовых документов.

 

Задание 2.

  1. Создайте в рабочем диске дерево каталогов:

D:\УЧЕБНАЯ\[ИМЯ ГРУППЫ]\[ФАМИЛИЯ СТУДЕНТА]\ ФИО.doc. D:\УЧЕБНАЯ\[ИМЯ ГРУППЫ]\[ФАМИЛИЯ СТУДЕНТА]\ Адрес.doc

  1. Введите текст в созданные файлы. Сохраните документы.
  2. Переместите два ярлыка из личной папки в папку Учебная. Скопируйте один текстовый документ из личной папки в папку Учебная способом перетягивания пиктограмм файла. Скопируйте второй текстовый документ из личной папки в папку Учебная, используя буфер обмена.
  3. Удалите все файлы и ярлыки из папки Учебная (кроме личной).
  4. Верните ярлыки из корзины в исходную папку.

 

Задание 3.

  1. Создайте в рабочем диске дерево каталогов:

D:\УЧЕБНАЯ\[ИМЯ ГРУППЫ]\[ФАМИЛИЯ СТУДЕНТА]

  1. Найдите на диске файл EXE и скопируйте его в личную папку. Проверьте свойства этого файла.
  2. Установите в личную папку программу, предложенную преподавателем, и создайте ярлык запуска программы на рабочем столе. Переименуйте ярлык и смените значок ярлыка.
  3. Удалите ярлык в Корзину.
  4. Восстановите все удаленные файлы.

 

 

Контрольные вопросы

 

  1. Как осуществляется запуск и завершение Windows?
  2. Какое назначение Рабочего стола и Панели задач?
  3. Дайте понятие Рабочего стола.
  4. Где расположена Панель задач? Ее назначение.
  5. Каково назначение кнопки Пуск?
  6. Назовите основные приемы управления при помощи манипулятора мышь.
  7. Дайте определения основных элементов Windows: объект, значок объекта, папка, файл, документ, ярлык объекта.
  8. Каково назначение ярлыка Мой компьютер?
  9. Каким образом можно запустить или открыть объект?
  10. Каким образом можно вызвать контекстное меню выделенного объекта?
  11. Сформулируйте алгоритм создания ярлыка.
  12. Сформулируйте алгоритм создания папки.
  13. Каким образом можно удалить объект?
  14. Для чего предназначена программа Проводник?
  15. Каким образом при помощи программы Проводник показать содержимое всех вложенных папок файловой структуры какого-либо диска?
  16. Для чего предназначена папка Мой компьютер?
  17. Какие способы копирования (перемещения) объектов Вы знаете?
  18. Как изменить размеры окна, свернуть все окна?
  19. Как получить подробную информацию о выполняемой программе?
  20. Как получить  подробную  информацию  о   возможностях         выбранной команды или о работе с системой?
  21. Как создать новую папку и переименовать ее?
  22. Как переместить в созданную новую папку файлы/папки.

 

РАЗДЕЛ II

 

ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT WORD

 

Текстовыми процессорами называются программы для ввода, обработки, хранения и печатания текстовой информации в удобном для пользователя виде.

Самый популярный текстовый процессор Microsoft Word имеет мощные и полезные возможности, благодаря которым можно создать любой документ.

Microsoft Word – это одна из самых совершенных программ в классе текстовых редакторов, которая предусматривает выполнение сотен операций над текстовой и графической информацией.

Во-первых, Word  позволяет выполнить все без исключения традиционные операции над текстом:

  • набор и    модификацию   неформатированной  алфавитно-цифровой информации;
  • форматирование символов с применением множества                           шрифтов разнообразных                           начертаний  и размеров;
  • форматирование страниц, включая колонтитулы и сноски;
  • форматирование документа   в   целом   автоматическое                        составление оглавления      и                        разнообразных указателей;
  • редактирование текста, т.е. проверку правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов.

Ссылка на Microsoft Word обычно находится в подчиненном меню пункта Главного меню Программы.

Microsoft Word является многооконным приложением. Имеется возможность одновременно открыть несколько документов и попеременно работать с нужным.

Кроме   того,   Microsoft Word позволяет     разделить     окно документа на два подокна одновременно работать с разными частями одного и того  же документа.

Окно процессора Microsoft Word содержит следующие стандартные элементы:

  • строку заголовка;
  • горизонтальное меню;
  • четыре панели инструментов (Стандартную, Форматирование, Обрамление, Рисование).
  • полосы прокрутки;
  • линейки;
  • строку состояния.

Запуск Word. Пуск →Программы →Microsoft Word.

Работа с текстом включает в себя редактирование и форматирование. Для выполнения этих операций необходимо сначала создать документ (Файл→Создать).

Прежде чем редактировать или форматировать текст необходимо его выделить (Установить курсор в начало выделяемого блока, нажать левую клавишу мыши и, удерживая ее перемещать его по тексту).

Редактирование текста состоит из следующих действий: копирование, перемещение, удаление фрагментов и исправление неправильных команд.

Копирование (Выделение фрагмента текста→ Правка→Копировать→

установить курсор, куда необходимо скопировать→Правка→Вставить).

Перемещение (Выделение фрагмента текста →Правка→ Вырезать→установить курсор, куда необходимо скопировать → Правка→Вставить).

Удаление    (Выделение фрагмента текстанажатие     на клавишу

«Delete»).

Исправление неправильных команд (Отменить).

Сохранение документа (Кнопка «office»→Сохранить как→Присвоить документу имя).

Выход из программы (Кнопка «office» →Выход из Word ).

Открытие документа (Кнопка «office» →Открыть).

Форматирование включает в себя изменение шрифта, обрамление и фоновые узоры, границы и заливки, формирование абзаца, выравнивание текста, создание стилей и колонок в документе.

Изменение  шрифта  (Вызвать          контекстное          меню

→Шрифт→Выбрать нужную команду).

Границы   и  заливка    (Разметка    страницы→Границы   страниц

→Границы и заливка →Выбрать нужную команду).

Формирование       абзаца        (Вызвать        контекстное        меню

→Абзац→Выбрать нужную команду).

Выравнивание текста – нажмите одну из кнопок из панели инструментов форматирования: По левому краю, По правому краю и т.д.

Создание колонок (Разметка страницы→Колонки→Тип).

Кроме работы с текстом программа Microsoft Word позволяет создавать формулы, графические объекты, таблицы и диаграммы.

Использование редактора формул (Вставка →Формула).

Работа с графическими объектами:

  • вставка рисунка из файла (Вставка→ Рисунок→Из файла);
  • вставка картинок (Вставка→ Клип);
  • создание рисунка (Вставка→Фигуры);
  • создание надписи в рисунке (Вставка→Надпись),
  • форматирование элементов рисунка (Вызвать контекстное меню

→Формат рисунка).

Работа с таблицами:

  • создание таблицы (Вставка →Таблица → Указать количество строк и столбцов);
  • удаление таблицы,   строки   или    столбца   (Выделить   Таблицу

/Строку/Столбец→Удалить ячейки);

  • добавление строки или столбцов (Выделить Строку/Столбец → Вызвать контекстное меню→ вставить Строку/Столбец); Построение диаграмм (Вставка→ Диаграмма → Тип диаграммы).

 

 

Практическая работа №3

 

Цель работы: научить выполнять первичные настройки текстового процессора Word.

  1. Запустите текстовый процессор Word .
  2. Откройте любой текстовый файл.
  3. Отключите отображение всех панелей управления кроме двух:

Стандартная и Форматирование.

  1. В качестве режима отображения документа выберите Режим разметки.
  2. Установите масштаб отображения 125% .
  3. Настройте список быстрого открытия для определенного количества документов.
  4. Запретите «быстрое» сохранение файлов.
  5. Отключите замену выделенного фрагмента при правке текста.
  6. Временно отключите средства проверки правописания.
  7. Временно отключите элементы               форматирования:                   автоматическую

нумерацию и маркировку списков.

  1. Включите автоматическую Расстановку переносов..
  2. Установите размер бумаги А5. Задайте ориентацию бумаги «Книжная».

14.Обозначьте номера страниц вверху, в центре. 15.Вставьте рисунок из программы Paint.

 

Практическая работа №4

 

Цель работы: научить осуществлять набор текста по образцу представленному ниже, используя элементы редактирования и форматирования текста. Выработать навыки составления документа, с применением различных возможностей текстового процессора.

 

  1. Набрать текст в соответствии со следующим образцом

Свидетельство №1

Выдано Алиевой Малике в том, что в период с 1.01. 2006 по 1.03.2006 он (а) проходила обучение на Бухгалтерских курсах в Дагестанском государственном университете и завершила изучение следующих тем:

  • Финансы и кредит - 5 (отлично)
  • Бухгалтерский учет - 4 (хорошо)
  • Банковское дело - 5 (отлично)

 

Ректор ДГУ 15.03.2006

Петров С. А.

 

  1. Оформить титульную страницу книги и образец афиши в следующем виде

 

 

 

 
   

 

 

Практическая работа № 5

 

Цель работы: научиться создавать, редактировать и форматировать документы.

 

Задание 1.

  1. Запустите текстовый процессор Microsoft
  2. Введите следующий текст – Текст

Текст 1

Для того чтобы уверенно работать с текстовыми редакторами и настольными издательскими системами, необходимо освоить и уяснить некоторые сведения из издательского дела.

Особую значимость при подготовке и формировании текста для

 

издания имеют шрифты. Шрифты – основное изобразительное средство издательских систем, с их помощью можно добиться большей художественной выразительности текста.

Шрифты различаются по гарнитуре, начертанию, размеру и назначению. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Кегль – размер шрифта, определяемый размером литеры по вертикали, исчисляемый в пунктах.

 

  1. Включите панели инструментов Стандартная и Форматирования и линейку. Задайте вид документа – Разметка страницы.
  2. Во введенном Тексте 1 добавьте параметры страницы (Файл ? Параметры страницы): ориентация – Альбомная, зеркальные поля, переплет – 1 см.
  3. Измените шрифт текста и его размер —Courier New, 14.
  4. Проверьте, заданы   ли    параметры:   Автоматически                      проверять орфографию и Всегда предлагать замену.
  5. Задайте единицы измерения на линейке – сантиметры.
  6. Задайте режим – показывать границы области текста.
  7. Выберите язык для проверки правописания – русский. Задайте режим автоматического переноса слов. 11.Задайте отступ первой строки абзаца – 1 см.
  8. Дайте название данному документу — по вашей фамилии.
  9. Сохраните документ.

Задание 2.

  1. Составьте свою автобиографию по следующему плану:
    • Название типа документа (Автобиография);
    • Фамилия, имя, отчество автора;
    • Дата рождения (число, месяц, год);
    • Место рождения;
    • Сведения об    образовании   (полное    название    всех                   учебных заведений);
    • Сведения о трудовой деятельности;
    • Сведения об общественной работе;
    • Семейное положение и состав семьи (родители, жена/муж, дети);
    • Домашний адрес и номер телефона;
    • Дата составления;
    • Подпись.

Все сведения в автобиографии излагаются от первого лица (я учился,

 

имею    государственные   награды)  и   в   хронологическом  порядке;            без литературных эпитетов и бытовых выражений.

  1. Задайте форматирование. Прочитайте еще раз и отредактируйте.
  2. Создайте буквицу в первом и втором абзацах.
  3. Введите название текста. Для него задайте стиль – Заголовок 1.
  4. Измените стиль заголовка своим стилем – Мигающий: основан на стиле Обычный (размер шрифта 16, выравнивание по центру, полужирный курсив, Arial, красного цвета, анимация – неоновая реклама, расстояние после абзаца – 12 пт).
  5. Сохраните и закройте документ.

 

Практическая работа №6

 

Цель работы: научить учащихся создавать, сохранять, редактировать и форматировать текстовые документы.

Задание 1.

  1. Создайте новый документ
  2. Наберите ниже приведенный текст в виде двух колонок.
  3. Вставьте рисунок (Вставка→ Рисунок →Картинки).
  4. Выполните обтекание          текстом          заданного                            рисунка (Рисование→Обтекание текстом→Выбрать нужный вариант обтекания).
  5. Выполните зеркальное отражение рисунка (Рисование→ Отразить

→Отразить слева направо).

  1. Создайте скомпонованный рисунок «Солнце - улыбающееся личико».
  2. Закрасьте полученный рисунок.

 

Ввод текста

Курсор указывает место, в которое будет вводиться текст. Достигнув края страницы, курсор автоматически переходит в начало следующей строки. Для перехода в начало следующего абзаца следует нажать Enter.

Существует два режима ввода текста – вставки и замены. В режиме вставки при вводе новых символов, текст, содержащийся в документе, перемещается вправо от места ввода. В режиме замены старый текст заменяется новым. Переключение между режимами осуществляется двойным щелчком на индикаторе ЗАМ в строке состояния.

 

Практическая работа №7

Цель работы: изучить технологию форматирования текста, научиться создавать колонтитулы, закладки, сноски, гиперссылки и оглавление.

 

Задание    1.    Создать   текстовый    документ,    содержащий   рисунок    и маркированный список.

 

Порядок работы:

  1. Запустите текстовый редактор Microsoft Word из меню ПУСК.
  2. Задайте все поля страницы по 2,5 см на вкладке Разметка страницы – Параметры страницы.
  3. Перед началом работы установите размер шрифта – 12 пт.; тип шрифта - Times New Roman на вкладке Главная – панель Шрифт.
  4. Командами панели Абзац на вкладке Главная задайте следующие параметры: межстрочный интервал – множитель 1,5; выравнивание – по ширине.
  5. Установите автоматическую расстановку переносов соответствующей командой на панели Параметры страницы вкладки Разметка страницы.
  6. Наберите образец текста (смотри ниже). Для вставки рисунка используйте команду вкладка Вставка – панель Иллюстрации – Клип, для создания списка используйте команду вкладка Главная – панель Абзац.

 

Информационное письмо

Вычислительная техника является определяющим компонентом таких составляющих                                 научно-технического                            прогресса,                     как

робототехника и гибкие производственные системы проектирования и управления, а именно:

  • с широким внедрением      вычислительной техники в народное хозяйство связывается возможность       перевода       его              на         путь интенсивного развития;
  • миниатюрная вычислительная машина (микропроцессор) становится составной частью практически любого прибора, устройства, агрегата.

Нет ни одной отрасли промышленности, где применение вычислительной техники не сулило бы существенного выигрыша в эффективности производства, совершенствования качества выпускаемой продукции.

С широким использованием вычислительной техники связывают планы по коренному совершенствованию систем телевизионной и телефонной линии, медицинского обслуживания населения, образования.

  1. Проверьте введённый текст с точки зрения грамматики командой вкладки Рецензирование – Правописание. Исправьте все найденные ошибки. Сохраните документ под именем ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО.

 

Задание 2. Приемы работы с многостраничным текстовым документом.

 

  1. Скопируйте текст вместе с названием, созданный в задании 1, четыре раза вниз (всего должно быть 5 писем!)
  2. Выполните принудительное разделение на страницы после каждого информационного письма клавишами [Ctrl]-[Enter]. В результате этих каждое информационное письмо будет располагаться на новой странице.
  3. Задайте нумерацию страниц (внизу страниц, справа) соответствующей командой вкладка Вставка – панель Колонтитулы.
  4. Создайте верхний колонтитул нечетных страниц, вставьте Имя документа и верхний колонтитул для четных страниц, вставьте авто текст – Дата создания. Командой вкладка Вставка – панель Колонтитулы – изменить Верхний колонтитул – на вкладке Конструктор установить параметр Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц. Для вставки Даты создания использовать панель Вставка вкладки Конструктор. Задайте выравнивание текста в колонтитулах – по правому краю.
  5. Отформатируйте первый абзац текста каждого информационного письма командами вкладки Главная – панели Шрифт и Абзац.

Письмо 1 – шрифт Calibri, выравнивание по центру, текст в две колонки выделен красным маркером.

Письмо 2 – шрифт Arial, 14 пт. Синего цвета, с висячей строкой (выступом); выравнивание по левой границе; абзацные отступы – по 2 см слева и справа;

Письмо 3 – шрифт Courier New, 10 пт, первая строка абзаца без отступа и выступа, текст красного цвета на жёлтом фоне.

Письмо 4 –отформатировать, как первый абзац во втором письме, пользуясь режимом Формат по образцу, который вызывается кнопкой на панели Буфер обмена вкладки Главная.

Письмо 5 –отформатировать, как первый абзац в третьем письме, пользуясь режимом Формат по образцу.

  1. Создайте стиль заголовков всех писем «Заголовок 1» .

Для этого выделите названия писем и на вкладке  Главная - панели Стиль

выбрать стиль «Заголовок 1».

  1. Создайте оглавление документа. Для этого:

Установите курсор в самое начало документа, выполните команду Оглавление на вкладке Ссылки – панель Оглавление, выберите его стиль, при этом будет создано оглавление документа, Используя оглавление, перейдите на третью страницу документа.

  1. После первого письма поместите закладку. Для этого:

Установите курсор после первого письма и выберите команду вкладка Вставка – панель Связи - Закладка. Задайте имя закладки «Письмо 1».

При установке закладки проследите за положением курсора на странице, так как позже будет произведен возврат в место закладки из другой части документа. После набора имени закладки зафиксируйте ее кнопкой Добавить. Внимание! Имя закладки не должно содержать пробелов.

  1. Установите курсор в конце третьего письма. Далее поставьте обычную сноску внизу документа с текстом «Третье письмо» командой Вставить сноску на вкладке Ссылки – панель Сноски.
  2. В конце документа наберите текст ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ. Используя гиперссылку на вкладке Вставка – панель Связи, вставить гиперссылку с переходом в начало документа. Для создания текст нужно выделить!
  3. Сохраните изменения документа «Информационное письмо».

 

Практическая работа №8

 

Цель работы: изучить создание и форматирование таблиц в программе

Word.

Задание 1. Создание таблицы в текстовом процессоре

 

  1. Откройте папку Мои документы.
  2. Создайте в ней текстовый документ под именем «Работа №4».
  3. Создайте таблицу, состоящую из 6 строк и 8 столбцов (вид должен соответствовать образцу, показанному ниже) .
  4. Объедините все ячейки первой строки (Таблица → Объединить ячейки).
  5. Добавьте после   последней   строки   еще    одну   строку                  (Таблица→ Вставить→ Строку ниже).
  6. Установите следующие параметры таблицы (Таблица →Свойства):
    • высота первой строки - 1,2см, высота остальных - минимум;
    • ширина первого столбца- 1см, ширина остальных - минимум.
    • Введите текст, следуя образцу таблицы (шрифт Times New Roman,

размер для первой строки - 12, второй -11, остальных -10).

  1. Затените ячейки таблицы, как показано в образце таблицы (Разметка страницы→ Границы и заливка→ Заливка).
  2. Выровняйте текст в  таблице по центру, как по вертикали, так и по горизонтали.
  3. Создайте копию вашей таблицы.
  4. Преобразуйте скопированную таблицу в текст.

 

Результаты контрольной работы студентов 1-го курса по информатике

п.п.

предмет

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

Средн.

балл

1

 

информ атика

Группа1

12

10

6

3

 

2

Группа2

7

9

6

3

 

3

Группа3

9

8

3

5

 

4

Группа4

8

8

8

3

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание   2.   Создание   диаграмм  на   основе   таблиц   в                          текстовом процессоре Word.

 

  1. Запустите программу
  2. Создайте таблицу, состоящую из 4 столбцов и 6 строк (образец приведен ниже).
  3. Объедините все ячейки первой строки.
  4. Измените вид таблицы, применяя стиль «веб-таблица 1».
  5. Заполните таблицу данными (шрифт Times New Roman, размер 12, начертание - курсив для заголовка).
  6. Создайте диаграмму по данным таблицы (Вставка→ Диаграмма).Если после этого появится таблица с другими данными, то тогда удалите их. На освободившееся место скопируйте материал вашей таблицы.
  7. Выделяя каждый элемент диаграммы (стены, ряды, оси значений, линии сетки, легенды и т. д.) и вызывая контекстное меню выделенных элементов, настройте их согласно ниже показанным образцам диаграмм.

 

 

Содержание биологически активных веществ (БАВ) в фруктах, мг/100г

Фрукты

Катехины

Антоцианы

Аскорбиновая кислота

Малина

210

150

93

Смородина

550

1730

374

Шиповник

1058

2377

1070

Боярышник

480

300

147

 

Содержание БАВ в фруктах, мг/100г

 

 

2500

 

2000

 

1500

 

1000

 

500

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1058

 

2377

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1070

 

 

 

 

 

Малина

 

Смородина Шиповник Боярышник

 

Катехины                             Аскорбиновая кислота

 

Биологически активные вещества

 

 

 

 

 

БАВ, мг/100г

 

2500

 

2000

 

1500

 

1000

 

500

 

0

Катехины                   Антоцианы               Аскорбиновая

кислота

 

 

 
   

 

 

Задание 3. Создание сложной таблицы в текстовом процессоре Word.

 

  1. Создайте таблицу по образцу

 

Таблица. Принтер/сканер/копир НР OffisJet R65

Технические характеристики

Информация для заказа

печать

Технология HP PhotoREt 11с много- слойным наложением цвета 600x600:

·         Черная с технологией улучшения                                    разрешения HP(KYt) 600x600;

·         цветная с технологией HP PhotoREt

Принтер/сканер/копир типа «все в одном»

С6693А

HP OffisJet R65

 

С6692А

 

HP OffisJet R45

Метод печати

Термальная по запросу струйная

печать

Кабели

Язык

управления принтером

Р PC Level 3 или PCL3GUI

С2946А

Параллельный кабель IEEE 1235А-С, 3 м

Нагрузка

3000 страниц в ме- сяц (в среднем)

С2947А

Параллельный кабель IEEE

1235А-С, Юм

Скорость печати

(с/мин)

Черная

Цветная

Струйные принтерные картриджи

 

Быстрая

Обычная

11

5,1

8,5

3,6

51645А

Большой черный картридж

HP

Наилучшая

4,4

1

C1876G

Цветной картридж

 

 

 

C1879D

Большой трехцветный

цветной картридж HP

 

 

 

54389G

Черный картридж

Разрешение

принтера

Черная

Цветная

 

Быстрое

600х300

300х300

Обычное

600x300

600x600

Наилучшее

600x600

600x600

Встроенные

шрифты

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №9

 

Цель работы: изучение методики выполнения вычислений в таблицах

Word, ознакомление со встроенными функциями Word.

 

Задание 1.

  1. Создайте таблицу по образцу (данные занесите по своему усмотрению).

 

№ п\п

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Адрес

Телефон

Оклад

Налоги

Сумма к выдаче

Город

Улица

Дом

Корпус

Кварт.

Проф.

Пенсион.

Подоход.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В ячейку столбца «Налоги профсоюзные» внесите формулу =оклад/100.
  2. В ячейку столбца «Налоги пенсионные» внесите формулу =оклад/100.
  3. В ячейку столбца «Налоги подоходные» внесите формулу =(оклад/100)

*12.

  1. В ячейку столбца «Сумма к выдаче» внесите формулу=(оклад – (Проф.

+Пенсион. + Подоходн.)

 

Задание 2. Создайте таблицу по образцу. Выполните вычисления с помощью формул программы Microsoft Word.

 

Сведения об успеваемости студентов за 2016/2017 учебный год

Учебная дисциплина

Группа

Средний балл

Всего сдавало

отлично

хорошо

удовл.

неудовл.

неявки

Экономическая информатика

1

133

 

 

12

10

6

3

1

2

134

 

 

7

9

6

3

2

3

135

 

 

9

8

3

5

3

4

136

 

 

8

8

8

3

2

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

Высшая математика

1

133

 

 

8

12

10

1

1

2

134

 

 

12

9

6

3

2

3

135

 

 

12

8

3

5

3

4

136

 

 

7

8

8

3

2

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

Средние показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Создайте таблицу по образцу.  Выполните вычисления с помощью формул программы Microsoft Word.

 

Месяц

Объем продаж

Затраты

на покупку

Затраты

на доставку

Общие затраты

Доход

Январь

1200

200

120

 

 

Февраль

3400

1400

600

 

 

Март

…..

…..

…..

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

Июнь

 

 

 

 

 

Июль

 

 

 

 

 

Август

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Декабрь

65700

2340

2020

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого за первое

полугодие

 

 

 

 

 

Итого за

второе полугодие

 

 

 

 

 

Итого за год

 

 

 

 

 

Максимальное

значение

 

 

 

 

 

Минимальное

значение

 

 

 

 

 

Среднее

значение

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №10

Цель работы: научиться создавать графические объекты различной сложности, работать с рисунками, текстом WordArt.

 

  1. Набрать нижеприведенный текст, вставить рисунок вкладка Вставка- группа Иллюстрации - Клип. Скопировать фрагмент вместе с рисунком 4 раза вниз (всего фрагментов должно быть 5!). Применить к рисункам разные виды обтекания: выделить рисунок и на вкладке Формат- группа Упорядочить. К каждому фрагменту сделать заголовок название вида обтекания, которое вы использовали.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

  1. Создать таблицу. Для вставки названия использовать фигурный текст Заполнить её текстом и фигурами. Каждую фигуру сделать разными цветом (только контур), используя средства рисования на вкладке Формат.
       
   
     
 

 

отрезок

треугольник

ромб

прямоугольник

круг

трапеция

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заполнить таблицу текстом и автофигурами с объёмом. Для этого:
    1. Ставить фигуру;
    2. Выделить её и применить объём на вкладке Объём.
       
       
 

 

Куб

Конус

Втулка

Пирамида

Цилиндр

 

 

 

 

 

  1. Используя текст WordArt на вкладке Вставка - панель Текст создайте следующий текст. Для изменения фигур использовать вкладку Формат. Элементы рисунка сгруппировать: выделить их все и в контекстном меню выбрать команду Группировка.
       
       
 

 

 

  1. Создать схемы по образцу. Для создания схемы 1 нужно использовать вставку фигур панели Иллюстрации вкладки Вставка .Для вставки текста в фигуру нужно выбрать команду Добавить текст из контекстного меню этой фигуры. При создании одинаковых элементов использовать и перемещение объектов. Элементы рисунка сгруппировать: выделить их все и в контекстном меню выбрать команду Группировка. Для создания схемы 2 использовать вставку рисунка SmartArt на этой же панели.
 
   


Схема 1.

Практическая работа №11

 

Цель работы: изучить создание и редактирование, нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Ознакомление с режимом вставки символов.

Задание 1. Нумерованный список.

Наберите предложенный текст. Создайте нумерованный список по образцу.

Есть такие деревья

  1. Хлебное дерево из семейства тутовых.
  2. Колбасное дерево из семейства бегониевых (кигелия).
  3. Дерево путешественников из семейства банановых (Равенна мадагаскарская).
  4. Шоколадное дерево (один из видов рода теоброма).
  5. Конфетное дерево (говения).
  6. Ландышевое дерево, растение рода клетра.
  7. «Деревянная корова», растет в Коста-Рике.
  8. Авокадо - аллигаторова груша из семейства лавровых.
  9. Дынное дерево (папайя).
  10. Железное дерево (железняк, парротия персидская). Бумажное дерево, один из видов буссонетия.
  11. Сальное дерево семейства молочных.

 

Есть такие деревья

  1. Хлебное дерево из семейства тутовых.
  2. Колбасное дерево из семейства бегониевых (кигелия).
  3. Дерево путешественников из семейства банановых (Равенна мадагаскарская).
  4. Шоколадное дерево (один из видов рода теоброма).
  5. Конфетное дерево (говения).
  6. Ландышевое дерево, растение рода клетра.
  7. «Деревянная корова», растет в Коста-Рике.
  8. Авокадо - аллигаторова груша из семейства лавровых.
  9. Дынное дерево (папайя).
  10. Железное дерево (железняк, парротия персидская).
  11. Бумажное дерево, один из видов буссонетия.
  12. Сальное дерево семейства молочных.

 

Задание 2. Маркированные списки.

Наберите текст и отформатируйте текст по образцу:

 

Признаки культурной речи:

  • правильность;
  • чистота;
  • точность;
  • выразительность;
  • логичность;
  • уместность;
  • богатство.

 

Признаки культурной речи:

  • правильность;
  • чистота;
  • точность;
  • выразительность;
  • логичность;
  • уместность;
  • богатство.

 

Задание 3. Маркированные списки.

Наберите следующий текст:

Семь чудес света: Великая пирамида в Гизе; Висячие сады Вавилона; Храм Артемиды в Эфесе; Статуя Зевса в Олимпии; Мавзолей в Галикарнасе; Колосс Родосский; Александрийский маяк.

Скопируйте текст и оформите его в виде маркированного списка.

Маркер выберите по собственному усмотрению.

Задание 4. Многоуровневые списки.

  1. Откройте новый документ и установите следующие параметры страницы: отступ слева – 1, 3 см; отступ справа – 0,5 см.
  2. Добавьте в документ многоуровневые списки. Вид списков должен быть в соответствии с образцом ( Список→ Многоуровневый).

Архитектура компьютера

  • Внешние устройства
    • Монитор
    • Системный блок
      • Процессор
      • Оперативная память
      • Винчестер
    • Клавиатура
  • Внутренние устройства
    • Дисковод для компакт дисков
    • Дисковод для гибких дисков
    • Материнская плата
      • Чипсет
      • Шины
      • Процессор

 

Программирование

  • Оператор условного перехода
    • Полная форма
    • Неполная форма
  • Операторы цикла
    • Цикл с предусловием
    • Цикл с постусловием
    • Цикл с параметрами
  • Массивы
    • Одномерные
    • Двумерные

 

Устройства современного компьютера

 

  1. Процессор
  2. Память 1.Оперативная память
    • Долговременная память
      • Жесткий магнитный диск
      • Дискета
      • Флэш-память
      • Оптические диски
      • CD
      • DVD
  1. Устройства ввода 1.Клавиатура 3.2.Мышь 3.3.Сканер

3.4.Графический планшет 3.5.Цифровая камера 3.6.Микрофон 3.7.Джойстик

  1. Устройства вывода 1.Монитор
    • Жидкокристаллический монитор
    • Монитор на электронно-лучевой трубке 2.Принтер
    • Матричный принтер
    • Струйный принтер
    • Лазерный принтер

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

  1. Оформить (в произвольной форме) Грамоту победителю олимпиады по информатике.
  2. Оформить афишу для кинотеатра о любом фильме.
  3. Создайте в документе таблицу на любую тему, в которой необходимо использовать фоновые узоры, цвета, различные шрифты, размеры столбцов и строк. Добавить в верхний левый угол таблицы рисунок по теме.
  4. Составить таблицу, отражающую сведения о крупнейших странах мира (территория - тыс. кв.км., население - млн. человек). Табличные данные представить в виде диаграммы.
  5. Набрать определенное количество формул с использованием редактора формул. Добавить рисунки.

 

Контрольные вопросы.

  1. Что такое текстовый процессор?
  2. Какие вы знаете текстовые процессоры?
  3. Какие функциональные возможности заложены в современные текстовые процессоры?
  4. Как создать новый документ Word?
  5. Как удалить текстовый файл?
  6. Какие средства форматирования текста вы знаете?
  7. Какие средства редактирования текста вы знаете?
  8. Какие способы создания списков вам известны?
  9. Как создать таблицу?
  10. Какие действия можно выполнить над таблицей и данными, хранящимися в ней?
  11. Как построить диаграмму в программе Word?
  12. С какими объектами можно работать в текстовом процессоре?
  13. С какими графическими объектами работает современный текстовый процессор?
  14. Какие виды обтекания можно применить к объекту и как это сделать?
  15. Как вставить фигуру и сделать её объёмной?
  16. Каким способом можно вставить формулу в текстовый документ?
  17. Как можно выполнить редактирование формулы?
  18. Какими командами можно выполнить копирование, перемещение удаление формул?
  19. Как изменить вид шрифта в формуле?

 

РАЗДЕЛ III

ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT EXCEL

 

Данные практические задания  предназначены для практического изучения основных возможностей табличного процессора Excel.

Документ Excel  называется Рабочей книгой. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В окне документа Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от А до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами от 1 до 65536.

Одна из ячеек всегда является активной и после щелчка на нее мышью выделяется рамкой активной ячейки. Эта рамка играет роль курсора. Операции ввода и редактирования всегда производятся в активной ячейке.

Программа Microsoft Excel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовыми.

Табличный процессор или электронная таблица представляет собой прямоугольную матрицу, состоящую из ячеек, каждая из которых имеет свой адрес. Он состоит из буквенного обозначения столбца и порядкового номера строки.

Запуск Excel (Пуск →Программы →Microsoft Excel)

Диапазон ячеек – группа ячеек, образующих блок.

Формирование таблицы состоит из ввода, редактирования и форматирования текста, чисел и формул.

Ссылка – формат указания адреса ячейки.

Относительные ссылки – при копировании формулы изменяются автоматически в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копией (А4).

Абсолютные ссылки – при копировании не изменяются ($H$4).

Функции в Excel предназначены для вычисления базовых величин

(Вставка→ Функция).

Сортировка   списков   в   Excel      в   заданном   порядке   (Данные

→Сортировка →Вариант сортировки).

Фильтрация списков в Excel – выбор части информации из списка

(Данные →Фильтр).

Мастер диаграмм – осуществляет построение новой диаграммы в интерактивном режиме в результате выполнения нескольких шагов (Вставка→ Диаграмма).

Практическая работа №11

Цель работы: научить студентов работать с информацией в программе

Excel     (форматирование, редактирование и автозаполнение).

 

  1. Запустите программу Excel.
  2. Создайте новую рабочую книгу под именем «Фирма АС».
  3. Переименуйте текущий рабочий лист по вашему усмотрению.
  4. Добавьте еще один рабочий лист в рабочую книгу.
  5. Создайте таблицу по ниже предложенному образцу. Если данные не помещаются в ячейках, то измените их размер путем перетаскивания.
  6. Отформатируйте шапку таблицы: выравнивание – по центру, как горизонтальное, так и вертикальное; обеспечьте перенос по словам; шрифт – размер 14, начертание – полужирное.
  7. Установите для остальных ячеек следующий формат: шрифт – размер 12; выравнивание - по ширине.
  8. Заполните столбцы А и D c помощью маркера заполнения.

п\п

Наименование

товара

Количество,

шт.

ФИО

продавца

1

Оперативная память

123

Омаров М. Д.

2

Постоянная память

234

Омаров М. Д.

3

Процессор

315

Омаров М. Д.

4

Монитор

432

Омаров М. Д.

5

Клавиатура

187

Омаров М. Д.

 

  1. Скопируйте таблицу на другой рабочий лист.
  2. Добавьте в новую таблицу одну строку и один столбец, вызвав

контекстное меню.

  1. Отсортируйте по возрастанию столбец 2 в новой таблице.
  2. Сохраните документ.
  3. Создать нижеприведенный    рисунок    в графическом редакторе.
  4. Вставить рисунок в Ваш документ. Сохраните Ваш документ.

 

Практическая работа №12

Цель работы: изучение  информационной  технологии создание и редактирования таблиц в табличном процессоре MS Excel.

 

Задание 1. Создайте таблицу содержащую информацию о планетах солнечных систем, руководствуясь указаниями.

Таблица 1. Солнечная система.

 

Планета

Период обращения

(год)

Расстояние (млн.км.)

Диаметр (тыс.км.)

Спутники

Меркурий

0,241

58

4,9

0

Венера

0,615

108

12,1

0

Земля

1

150

12,8

1

Марс

1,881

288

6,8

2

Юпитер

11,86

778

142,6

16

Сатурн

29,46

1426

120,2

17

 

  1. В ячейке А1 напечатайте заголовок: Солнечная система.
  2. Выделите диапазон ячеек В2:D2, выполните команду Формат/Ячейки на вкладке Выравнивание активизируйте флажок Переносить по словам, нажмите ОК.
  3. Заполните диапазон В3:Е3 числами.
  4. Отформатируйте текст в таблице
    • Шрифт в заголовке – Arial Cyr, размер 14, синий цвет, полужирное начертание.
    • Шрифт в таблице – Times New Roman Cyr, размер 12, красный цвет, начертание полужирный курсив
  5. Текстовые данные выровняйте по центру.
  6. Задайте рамку для таблицы:
    • Установите цвет – синий, Тип линии – двойной и щелкните по кнопке Внешние, затем выберите Тип линии – пунктир и щелкните по кнопке Внутренние, нажмите ОК.
  7. Задайте заливку для второй строки таблицы.

Задание 2. Создайте копию своей таблицы на 2 листе и для её оформления используйте готовый стиль.

  1. Измените высоту строк и ширину столбцов, чтобы данные помещались в ячейку.
  2. Выделите таблицу     (без     заголовка)    и     выполните     команду

Главная/Стили. Сохраните документ.

Задание 3. Ввод и редактирование данных с помощью формы в MS Excel. В первую таблицу добавьте новые данные.

  1. Перейдите на лист
  2. Вставьте новый столбец пред столбцом Спутники и заполните его значениями (см. таблицу 2):
    • Вставьте столбец       Спутники       и       выполните       команду

Вставка/Столбцы.

  1. Добавьте информацию ещё о трёх планетах, используя форму:
    • Установите курсор в любую ячейку таблицы.
    • Выполните команду Данные/Форма (появится диалоговое окно, состоящие из трёх частей: слева располагаются названия столбцов, в середине – данные, справа – управляющие кнопки)
    • Аналогично введите сведения о планетах Нептун и Плутон.
    • Нажмите кнопку Закрыть. В результате в таблице появятся новые данные.
  2. Используя форму, измените данные в таблице:
    • Откройте форму (Данные/Форма).
    • Щёлкая по клавишам Далее и Назад найдите запись о планете Юпитер и исправьте количество спутников на 2, расстояние на 300, нажмите кнопку Добавить.
    • Аналогично измените Период, Диаметр и число спутников у Меркурия.
    • Закройте форму.
  3. Сохраните документ.

Таблица 2. Солнечная система.

 

Планета

Период обращения (в       земных

годах)             

Расстояние (в млн.км.)

Диаметр    (в тыс.км.)

Масса (*1024 кг)

Спутники

Меркурий

0,511

58

11,9

0,32

14

Венера

0,615

108

12,1

4,86

0

Земля

1

150

12,8

6

1

Марс

1,881

288

6,8

0,61

2

Юпитер

11,86

300

142,6

1906,98

2

Сатурн

29,46

1426

120,2

570,9

17

Уран

84,01

28,69

49

87,24

14

Нептун

164,8

4496

50,2

103,38

2

Плутон

247,7

5900

2,8

0,1

1

 

Задание 4. Расположите планеты в порядке увеличения их массы (Сортировка по возрастанию).

Задание 5. Отсортируйте записи в таблице по расстоянию, начиная с самого большого.

Задание 6.      Расположите названия планет в алфавитном порядке в зависимости от количества спутников:

 

Задание 7. Используя автофильтр, осуществите поиск планет, период обращения которых не менее 10 и не более 100 земных лет.

  1. Выполните команду Данные/Фильтр/Автофильтр .
  2. Щелкните по кнопке в столбце Период и выберите Условие: больше или равно 10  И       меньше или равно 100 (в результате останутся только 3 записи о планетах Юпитер, Уран, Сатурн)

 

Задание  8.   Выведите  информацию  о   планетах,  названия                         которых начинаются на М.

Задание 9.   Осуществите поиск планет, масса которых не превышает 5

*1024кг   и диаметр которых не менее 7 тыс. км. (должны остаться Меркурий и Венера).

 

Задание 10. Осуществите поиск планет, диаметр которых не меньше 50

тыс. км   и период обращения находится в диапазоне от 1 до 100 земных лет.

 

Задание 11. Найти планеты, которые находятся на расстоянии от Солнца не дальше, чем 100 млн. км, масса находится в интервале от 3*1024до 500*1024 , а количество спутников не менее 2.

 

Задание 12. Вывести информацию о планетах Марс, Сатурн, Плутон, Юпитер (Расширенный фильтр).

Указания:

  1. Введите условие с клавиатуры или скопируйте в соответствующие ячейки из таблицы в диапазон А15:А19
  2. Установите курсор       в        таблицу,       выполните       команду

Данные/Фильтр/Расширенный фильтр.

  1. В поле Исходный диапазон проверьте правильность указания диапазона таблицы $А$2:$F$11 при необходимости укажите его заново.
  2. В поле Диапазон условий укажите блок А15:А19 ( можно выделить мышкой).
  3. Активируйте переключатель. Скопировать результат в другое место, перейдите в поле Поместить результат в диапазон, затем укажите мышью верхнюю левую ячейку области вставки С15.

 

Задание   13.         Используя  встроенные  функции         Ехсеl,                          найти минимальное расстояние, максимальный диаметр и общее число спутников.

 

 

Практическая работа №13

 

Цель работы: научить осуществлять ввод и вычисление формул, выяснять, в каких случаях следует использовать относительные и абсолютные ссылки при работе с формулами.

 

  1. Создайте новую   рабочую  книгу   на   рабочем  столе   и   дайте   имя

«Данные».

  1. Введите в ячейку А1 заголовок Значение аргумента.
  2. Столбец А заполните числами натурального ряда от 1 до 8, применяя маркер заполнения.
  3. Введите в ячейку В1 строку Квадрат значения.
  4. Введите в ячейку С1 строку Куб значения.
  5. Введите в ячейку D1 строку Удвоенное значение.
  6. Введите в ячейку В2 формулу = А2*А2.
  7. Введите в ячейку С2 формулу = В2*А2.
  8. Введите в ячейку D2 формулу =2*С2.
  9. Измените одну из величин в столбце А и убедитесь, что пересчет в других столбцах таблицы идет автоматически.
  10. Введите в ячейку Е2 абсолютную ссылку – число
  11. Введите в ячейку F2 формулу =А2*Е2 ( найдите ошибку в формуле). Осуществите заполнение столбца F.
  12. Вычислите сумму элементов для всех столбцов от А до F, используя кнопку Автосумма.
  13. Сохраните таблицу.

 

Практическая работа №14

Цель работы: освоить работу с формулами и итоговыми функциями (СРЗНАЧ, МАКС, МИН) в табличном процессоре Excel.

 

  1. Создайте рабочую книгу под именем «Недвижимость».
  2. Создайте ниже приведенную таблицу.
 
   

 

 

  1. Осуществите заполнение всех пустых столбцов, применяя маркер заполнения следующим образом:

ЦР= ЦД * курс доллара;

ЦЕ=ЦР/курс евро;

ОМ= (ЦР/ЦРв Москве) * 100;

  1. Рассчитайте для 3-х последних столбцов следующие значения СРЗНАЧ, МАКС, МИН (Мастер функций→ Статистическая→Выбранная функция).
  2. Отсортируйте последний столбец по убыванию.
  3. Отсортируйте второй столбец по возрастанию.
  4. При выходе из программы сохраните файл.

 

Лабораторная работа №15

Цель работы: научить форматировать документ в Excel, используя такие средства, как изменение ширины столбцов, объединение ячеек, управление выравнивания текста, создание рамок. Привить навыки работы с формулами.

 

  1. Запустите программу Excel.
  2. Создайте новый рабочий лист и переименуйте его.
  3. В ячейку А1 введите текст Прейскурант.
  4. В ячейку А2 введите текст Курс пересчета.
  5. В ячейку В2 введите текст 1у.е.= 64,5 р.
  6. В ячейку С2 введите текущий курс доллара.
  7. В ячейку А3 введите текст Наименование товара
  8. В ячейку В3 введите текст Цена (у. е.), а в ячейку С3 введите текст Цена (руб.).
  9. В последующие ячейки столбца А введите названия товаров (по своему усмотрению).
  10. В соответствующие ячейки столбца В введите цены товаров в условных единицах ( по своему усмотрению).
  11. В ячейку            С4                               введите     формулу:=В4*$C$2,  которая                       используется     для пересчета цены из условных единиц в рубли.
  12. Остальные ячейки столбца С заполняйте методом Автозаполнения. Измените курс доллара в ячейке С2. Обратите внимание, что все цены в

рублях обновляются автоматически.

  1. Объедините диапазон ячеек А1:С1 и выполните выравнивание по центру, установите шрифт – размер 14, полужирный, начертание -«Times New Roman».
  2. Выполните выравнивание для ячейки В2 по правому краю, а для ячейки С2

– по левому краю.

  1. Заключите диапазон ячеек В2:С2 в рамку (Форматирование →Граница→ Рамка).
  2. Измените ширину столбцов А, В и С методом протягивания. Сохраните документ под именем «Прайс-лист».

 

Лабораторная работа № 16

Цель   работы:   ознакомить   с   порядком   создания   базы                      данных средствами Excel.

 

  1. Создайте таблицу по образцу (данные занесите по своему усмотрению).

 

№ п\п

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Адрес

Телефон

Оклад

Налоги

Сумма к выдаче

Город

Улица

Дом

Корпус

Кварт.

Проф.

Пенсион.

Подоход.

                               
  1. Для ячеек «Дата рождения» установите формат Дата.
  2. Для ячеек «Дом», «Квартира» установите Числовой формат.
  3. Для ячеек «Телефон» установите формат Номер телефона.
  4. Для ячеек «Оклад», «Налоги», «Сумма к выдаче» установите Денежный формат.
  5. В ячейку столбца «Налоги профсоюзные» внесите формулу =оклад/100.
  6. В ячейку столбца «Налоги пенсионные» внесите формулу =оклад/100.
  7. В ячейку столбца «Налоги подоходные» внесите формулу =(оклад/100)

*12.

  1. В ячейку столбца «Сумма к выдаче» внесите формулу=(оклад – (Проф.

+Пенсион. + Подоходн.)

  1. Выполните сортировку данных по «Фамилии» (Данные→ Сортировка). Выполните сортировку данных по возрастанию окладов.
  2. Получите список людей,   проживающих  на   выбранной  вами   улице

(Данные →Фильтр).

  1. Получите список людей, телефоны которых начинаются цифрой

Результат сохраните на Листе 3.

 

 

Лабораторная работа № 17

Цель работы: освоение технологии создания таблиц, построения графиков и диаграмм по данным таблицам.

Задание

  1. Откройте программу MS
  2. На листе 1 постройте график функции y=x2- 10x+15 на интервале [-5,5] с   шагом   Для этого:
    • Создайте таблицу по образцу (см. справа). Для заполнения значений X используйте автозаполнение.
    • Для создания значений функции заполните

столбец B. Для этого ячейке B2 введите
формулу =A2^2-10*A2+15 и скопируйте эту
формулу на все остальные ячейки этого столбца.

  • Выделите диапазон ячеек B2:B12.
  • Нажмите на вкладке Вставка – панель Диаграммы – кнопка График и выберите график с маркерами.
  • Укажите для подписей оси X значения из столбца A.
  • Подпишите название диаграммы. Для этого на вкладке Макет – панели Подписи – выберите название диаграммы. Выберите размещение над диаграммой и введите название – «Парабола».
  1. На листе 2 постройте график тригонометрической функции y=sin2x на интервале [-10;10] с шагом 0,5. Для этого повторите все шаги из задания 2. Применить к графику стиль по желанию на вкладке Конструктор.
  2. На листе 3 постройте график функции ? = ? ?+|?|

?

шагом 1. Для этого повторите все шаги из
задания 2.

  1. На листе 4 постройте круговую диаграмму,
    отображающую химический состав земного
    шара по данным следующей таблицы:

Для этого:

  1. Создайте таблицу по образцу.
  2. Выделите данные диапазона A2:В11
    и на вкладке Вставка – панели Диаграммы выберите Круговая – объёмная разрезанная круговая.
  3. Подпишите название диаграммы.

на интервале [1;20] с

  1. Указать подписи данных у вершины снаружи.
    1. Лист 5 переименуйте в «ГИСТОГРАММА» подготовьте на нём таблицу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАДЫ В СИДНЕЕ 2000 ГОДА

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Беларусь

3

3

11

Германия

14

17

15

Италия

13

8

13

Казахстан

3

4

0

Канада

3

3

8

Китай

28

16

15

Россия

32

28

28

США

39

25

33

Украина

3

10

10

Франция

13

14

11

Чехия

2

3

3

Шри-Ланка

0

0

1

  1. Постройте гистограмму, отображающую количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, полученных спортсменами разных стран.
  2. Отформатируйте диаграмму по своему вкусу. Измените легенду, сделайте заголовок.
  3. Оформите область диаграммы рисунком.
  4. Добавить столбец Очки, в котором подсчитать количество очков, полученных странами. За золотую медаль начисляется 3 очка, за серебряную - 2, за бронзовую – 1.
  5. Постройте линейчатую диаграмму в виде цилиндров по данным столбца Очки. Разместите диаграмму на отдельном листе.
  6. На листе 6 создайте сводную таблицу цен на квадратный метр жилья по образцу:
  7. Построить график, отображающий динамику изменения цен на жильё за весь период времени. Оформить график по своему вкусу.
  8. Построить пирамидальную диаграмму, отображающую цены на 1-2 жильё за весь период времени. Оформить диаграмму.
  9. Сохраните файл электронной таблицы под именем ЛБ №24 в своей папке.

Практическая работа № 18

Цель работы: ввод данных, форматирование таблиц, работа с формулами, функциями и диаграммами.

Задание 1. Сформировать 2 таблицы данного типа для различных кафедр на разных листах, используя режим группировки.

Таблица 1 - содержите данные о сотрудниках кафедры «Экономическая география». Таблица 2 – данные о сотрудниках кафедры «Экономическая теория». Заполните графы таблиц 1-3 собственными значениями, отменив режим группирования. Присвойте содержательные имена листам.

 

Примечание! Сотрудников должно быть не менее 20.

Таблица 1.

Фамилия, имя, отчество

Дата принятия на

работу

 

Должность

 

Разряд

 

Оклад

Сумма премии

 

Начислено

Афанасьев И.А.

20.12.77

Ст. преподаватель

13

 

 

 

Амосов В.В.

12.03.98

Доцент

15

 

 

 

Лосев П.П.

11.04.99

Профессор

17

 

 

 

Иванова В.В.

13.02.95

Доцент

14

 

 

 

Петрова Р.Г.

19.02.94

Ассистент

12

 

 

 

Пушкин Г.Я.

17.01.85

ст. лаборант

8

 

 

 

Яковлев А.Н.

04.06.94

Ст. преподаватель

13

 

 

 

....

 

 

 

 

 

 

Заполните первый столбец таблицы в виде числового ряда.

Таблица 2.

Разряд

Тарифный

коэффициент

1

1

2

1.3

3

1.69

4

1.91

5

2.16

6

2.44

7

2.76

8

3.12

9

3.53

10

3.99

11

4.51

12

5.1

13

5.76

14

6.51

15

7.36

16

8.17

17

9.07

18

10.07

Таблица 3

 

  1. Для расчета оклада первого работника следует значение минимальной заработной платы (таблица 3) умножить на тарифный коэффициент, соответствующий его разряду (результат поиска значения в таблице 3 с помощью функции ВПР).
  2. Скопируйте полученную формулу для всех работников.
  3. Вставить в таблицы 1 и 2 после графы 2 графу “Продолжительность работы, лет” и рассчитайте соответствующие значения, применив функцию СЕГОДНЯ(). Полученное значение, используя функцию ОКРУГЛ(), округлить до целого числа.
  4. Определите сумму премии, исходя из стажа работы на предприятии: при стаже менее 3 лет - 10% от оклада, от 3 до 5 лет - 20% , если стаж более 5 лет- 50 %. (Используйте вложенную функцию ЕСЛИ).
  5. Рассчитайте значения графы «Начислено».
  6. Найдите общую и среднюю заработную плату на каждой из кафедр.
  7. Скопируйте полученные значения в отдельную таблицу на отдельном листе. По данной таблице постройте сравнительную диаграмму начисленной и средней заработной платы по различным кафедрам, разместив ее на этом же листе.

Таблица 4

Наименование кафедры

Средняя заработная плата

Общая сумма

начисленной заработной платы

Экономическая география

 

 

Экономическая теория

 

 

Далее работайте с табл. 1. Постройте круговую диаграмму начисления заработной платы по каждому сотруднику, поместив ее под таблицей.

  1. Отсортируйте таблицу по графе “Должность”.
  2. Заполните отдельную таблицу, состоящую из двух столбцов ”Должность” и “Общая заработная плата”. Для получения данных во втором столбце воспользуйтесь функцией СУММЕСЛИ().
  3. Оформите таблицы с помощью рамок, фона, автоформата.
  4. Постройте график по данным граф “Оклад”, “Сумма премии”, ”Начислено”, расположив его на отдельном листе.
  5. С помощью простой фильтрации (автофильтр):
    • выберите сотрудников, у которых дата приема на работу позже определенного срока;
    • выбрать сотрудников, работающих в должности старшего преподавателя.
    • выбрать сотрудников, работающих в должности доцента и имеющих заработную плату менее 3000 р.
    • выбрать сотрудников, работающих в должности доцента или профессора.
    • вывести список сотрудников, чьи имена начинаются с определенной буквы.
    • определите список 5 служащих имеющих минимальную заработную плату.
    • Отобразить 5% старейших служащих кафедры.
  6. Подготовьте отчет о проделанной работе.

 

 

Задания для самостоятельной работы.

  1. Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям показания счетчика в конце каждого месяца, стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые данные выбрать самостоятельно.
  2. Известна средняя скорость движения поезда и расстояние от места отправления до пункта назначения. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели от времени движения поезда с интервалом 1 час.
  3. Используя набор данных «Территория и населения по континентам», составить таблицу и выяснить минимальную и максимальную плотность населения, суммарную площадь всех континентов (использовать данные из учебника географии).
  4. Определите, какая сумма окажется на счете, если вклад размером 900 тыс. руб. положен под 9 % годовых на двадцать лет. Построить диаграмму динамики роста вклада по годам.
  5. Используя набор данных «Валовой сбор и урожайность», построить столбчатую диаграмму, отражающую изменения этих показателей винограда в разные годы.

 

  1. Создайте таблицу следующего вида, сохраняя установки по форматированию. Рассчитайте данные в последнем столбце по формуле.

                                               Смета затрат                                             

 

 

Наименование работы

Стоимость одного часа

Количество часов

Стоимость расходных материалов

Сумма

1

Побелка

10,50р.

2

124р.

 

 

2

Поклейка обоев

12,40р.

12

2 399р.

 

 

3

Укладка паркета

25,00р.

5

4 500р.

 

 

4

Полировка паркета

18,00р.

2

500р.

 

 

5

Покраска окон

12,50р.

4

235р.

 

 

6

Уборка мусора

10,00р.

1

0р.

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

7. Создайте таблицу следующего вида. Рассчитайте данные во втором и третьем столбце по формулам. Процент налога примите равным 12.

Определите итоговые данные по столбцам.

 

                         

 

 

ФИО

Должность

Оклад, руб.

Налог, руб.

К выдаче, руб.

 

1

Яблоков Н.А.

Уборщик

100

 

 

2

Иванов К.Е.

Директор

2000

 

 

3

Егоров О.Р.

Зав. тех. отделом

1500

 

 

4

Семанин В.К.

Машинист

500

 

 

5

Цой А.В.

Водитель

400

 

 

6

Петров К.Г.

Строитель

800

 

 

7

Леонидов Т.О.

Крановщик

1200

 

 

8

Проша В.В.

Зав. складом

1300

 

 

 

ИТОГО

 

7800

 

 

 

8. Создайте таблицу следующего вида. Пересортируйте данные по дате поставки. Определите суммарный доход.

 

Район

Поставка, кг

Дата поставки

Количество

Опт. цена, руб.

Розн. цена, руб.

Доход, руб.

Западный

Мясо

01.09.95

23

12

15,36

353,28

Западный

Молоко

01.09.95

30

3

3,84

115,2

Южный

Молоко

01.09.95

45

3,5

4,48

201,6

Восточный

Мясо

05.09.95

12

13

16,64

199,68

Западный

Картофель

05.09.95

100

1,2

1,536

153,6

Западный

Мясо

07.09.95

45

12

15,36

691,2

Западный

Капуста

08.09.95

60

2,5

3,2

192

Южный

Мясо

08.09.95

32

15

19,2

614,4

Западный

Капуста

10.09.95

120

3,2

4,096

491,52

Восточный

Картофель

10.09.95

130

1,3

1,664

216,32

Южный

Картофель

12.09.95

95

1,1

1,408

133,76

Восточный

Мясо

15.09.95

34

14

17,92

609,28

Северный

Капуста

15.09.95

90

2,7

3,456

311,04

 

Северный

Молоко

15.09.95

45

3,4

4,352

195,84

Восточный

Молоко

16.09.95

50

3,2

4,096

204,8

 

 

 

Контрольные вопросы.

  1. Назначение электронной таблицы.
  2. Электронные таблицы, общие принципы их организации.
  3. Как называется документ в программе Excel? Из чего он состоит?
  4. Какие типы данных могут содержать электронные таблицы?
  5. Как вывести дополнительные панели инструментов?
  6. Электронные таблицы     Excel,     заполнение,    редактирование    и форматирование ячеек.
  7. Чем отличаются друг от друга абсолютная и относительная ссылки?
  8. Что такое автозаполнение?
  9. Как выполнить вычисления в программе Excel?
  10. Как посмотреть и отредактировать формулу, содержащуюся в ячейке? Что такое диапазон, как его выделить?
  1. Что такое Мастер функции?
  2. Как осуществляется сортировка данных?
  3. Адреса ячеек Excel, организация вычислительных процедур.
  4. Как вводить в формулы абсолютные и относительные адреса ячеек? Как вводить и изменять данные (текст, числа и формулы)?

17.Как открыть рабочую книгу, хранящуюся в файле на диске? 18.Как отменять и возвращать результат действия?

  1. Как в формулах использовать функции?
  2. Как копировать содержимое ячеек из одной области таблицы в другую? Как отредактировать содержимое ячейки?

22.Как вставлять и удалять ячейки, столбцы и строки? 23.Как изменять в таблице формат чисел и текста?

  1. Как изменять ширину столбцов и высоту строк?
  2. Как копировать специальные   атрибуты  ячеек   (формул,         величин, форматов)?
  3. Как создать диаграмму в виде гистограммы? Как в диаграмме добавить текст?

28.Как изменять тип и формат диаграммы? 29.Как добавлять данные к диаграмме?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Информатика. Базовый курс : учебник для вузов / Под ред. С. В. Симоновича. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, - 640с.
  2. Могилев А. В. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов вузов 2-е издание / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е. К. Хеннер. - М.: Изд. центр "Академия", – 608с.
  3. Информатика: Учебник /Под ред. проф. Н.В. Макаровой - М.: Финансы и статистика -2006. - 768с.
  4. Лабораторный практикум по информатике. Учебник /Под ред. проф. Острейковского В. А. – М.: Высш. шк., – 376с.
  5. Дубина А.Г., Орлова С.С., Шубина И.Ю., Хромов А.В. Excel для экономистов и менеджеров. Экономические расчеты и оптимизационное моделирование в среде Excel. -СПб.: Питер, 2004.- 295с.
  6. Кадыров Г. Р. Информатика. УлГТУ. – – 228с.
  7. Карпов В., Коньков К. Основы операционных систем: лабораторный практикум. Национальный открытый университет «ИНТУИТ», 2016. – 301с.
  8. Уразалина З.К. Microsoft Word для начинающего пользователя: курс лекций. Национальный открытый университет «ИНТУИТ», – 175с.
Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.