Решено ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙМДК 01.01 Здоровый человек и его окружение. Раздел 1. Здоровый ребенок

  1. 13.09.2023
  2.   Парасич Наталья Николаевна
  3. 31-М (3 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 790
  5. Ответов: 0

ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

РАЗДЕЛ 1. Здоровый ребенок.

 

ЛЕКЦИЯ 3

Тема 1.3 Доношенный и недоношенный новорожденный и уход за ним.

План:

  1. АФО органов и систем детей грудного возраста.
  2. Основные закономерности физического, нервно-психического, социального развития и их оценки.
  3. Основные потребности ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения.
  4. Факторы окружающей среды, создающие опасность.
  5. Иммунопрофилактика детей первого года жизни.

 

  1. Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковые волосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается. Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп - швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

- медиальные резцы – 6-9 месяцев;

- латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система. К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Пищеварительная система. До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение. Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

 

 

  1. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни.

Новорожденный ребенок в основном спит. К концу месяца вырабатываются  элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки,  на ласковую речь. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро его теряет.

 Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.  Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под воздействием взаимодействия с взрослыми.     

Новорожденного необходимо правильно «воспитывать»:

- много разговаривать с ним ласковым голосом;

- часто брать на руки, прикасаться, гладить спинку, животик;

- не оставлять без внимания его плач;

- адекватно удовлетворять все его жизненно-важные потребности.

При таком «правильном воспитании», у малыша к концу первого месяца появляется осознанная улыбка, адресованная маме (коммуникативная). Т. о., начиная со 2-го месяца жизни, младенец овладевает способностью к общению с взрослыми.

После месяца увеличивается период бодрствования.

Малыш следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним, сосредоточивает взгляд на лице взрослого, появляется «гуление» в ответ на мелодичную речь.

Игрушки следует подвешивать на расстоянии 50 - 70 см от груди, они должны быть крупные, яркие, простой формы, немногоцветные, т.к. обилие цветов утомляет ребенка. С 1 - 1,5 месяцев обязательно необходимо ежедневно проводить массаж, сопровождая все свои действия ласковой речью.

К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радостное поведение  младенца при виде взрослого.   

Комплекс оживления (КО) включает 4 компонента:

- замирание и зрительное сосредоточение  - долгий пристальный взгляд на взрослого;

- улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;

- двигательное оживление  - движение головы, вскидывание ручек и ножен, прогибание спины;

- вокализации – вскрики  (громкие, отрывистые звуки), гуканье  (тихие короткие звуки типа «кх», «гк», и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуу-лллиии и пр.)

КО имеет активную функцию, призывает взрослого  к общению, его необходимо поддерживать.

В возрасте 3-4 месяцев ребенок большую часть бодрствования  должен проводить в положении на животе, это способствует нормальному психомоторному развитию:

- укрепляет мышцы спины, шеи, рук;

- малыш готовится учиться ползать, а ползание  гармонично развивает все группы мышц малыша;

-  улучшается обзор находящихся вокруг предметов;         

- способствует отхождению газов при метеоризме.

Малыш учится захватывать игрушки в кулачок, подносит  их к лицу, тянет в рот. Поэтому игрушки должны быть удобные для захватывания кулачком, подвешивать их надо в кроватке над грудью на уровне вытянутой руки, прикладывать к ладошкам, побуждая захват. Форма и материал должны исключать травмирование ребенка.

Во втором полугодии ребенок начинает понимать  речь («ладушки», «до свидания», названия многих предметов, находит их взглядом на вопрос взрослого «где?»). Такое понимание речи называют пассивной речью.

Физическое развитие ребенка является одной из важнейших характеристик состояния здоровья. Для его оценки используются антропометрические показатели (масса и длина тела, окружность головы и груди). Оценка проводится по центильным таблицам.

Формирование двигательных навыков на первом году жизни:

- новорожденный – гипертонус мышц–сгибателей конечностей;

- 2 месяца – держит головку;

- 3 месяца – лежа на животе, опирается на вытянутые ручки;

- 4 месяца – переворачивается со спины на бок;

- 5 месяцев – садится при потягивании за ручки, переворачивается со спины на живот;

- 6 месяцев – сидит без поддержки, но сам сесть не может;

- 7 месяцев – начинает ползать;

- 8 месяцев – сам встает у опоры;

- 9 месяцев – ходит при поддержке за руки;

- 10 месяцев – преодолевает небольшие препятствия;

- 11 месяцев – сам стоит;

- 12 месяцев – начинает сам ходить.

 

  1. Основные потребности ребенка грудного возраста.

Грудной (младенческий) возраст продолжается с 29-го дня жизни до 1 года. Характеризуется очень интенсивным обменом веществ, бурным ростом (масса + 7 кг, длина + 20-25 см) и активным психомоторным развитием.

Основными проблемами данного периода являются полная беспомощность, нерациональное вскармливание; особенности иммунитета: в 1 п/г – пассивный от матери, во 2 п/г – постепенное формирование активного иммунитета, что способствует повышению восприимчивости к инфекциям.

При несвоевременном решении проблем у ребенка могут возникнуть такие заболевания как: дисфункции ЖКТ, анемии, рахит, диатезы,  ОРВИ бывают редко, но с осложнениями.

Основными элементами ухода и воспитания являются: рациональное вскармливание, любовь, внимание, забота, правильная реакция на плач ребенка.

Иммунопрофилактика детей первого года жизни.

С рождения ребенок сталкивается с огромным количеством патогенов, которые могут принести вред организму. Существуют методы защиты от опасных патогенов и одним из самых эффективных является вакцинация (иммунизация).

В каждой стране имеется свой график иммунизации, который создается на основании данных о заболеваемости населения и общей эпидемиологической обстановки в регионе. В России разработанный календарь детских прививок имеет статус официального документа, утвержденного Министерством Здравоохранения РФ

Таблица «Календарь прививок»

Возраст ребенка

          Название прививки

1-е сутки после рождения

      гепатит В (первое введение вакцины)

3–7 сутки после рождения

      БЦЖ (от туберкулеза)

 1 месяц жизни

      гепатит В (второе введение вакцины)

2 месяц жизни

  • пневмококковая инфекция (первая доза);
  • гепатит В – третья доза вакцины для детей из группы риска

  3 месяц жизни

  • АКДС (первая доза);
  • полиомиелит (первая доза);
  • первая доза вакцины от гемофильной инфекции (при необходимости)

 4,5 месяца

  • АКДС (вторая доза);
  • пневмококковая инфекция (вторая доза);
  • полиомиелит (вторая доза);
  • вторая доза вакцины от гемофильной инфекции (при необходимости)

  6 месяцев

  • АКДС (третья доза);
  • гепатит В (третья или четвертая доза при стандартной или альтернативной схеме вакцинации, соответственно);
  • полиомиелит (третья доза);
  • гемофильная инфекция (третья доза)

 12 месяцев

  • корь, краснуха, паротит;
  • гепатит В (четвертая доза при вакцинации детей из группы риска по альтернативной схеме

 

 

Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.